Site icon SOVA

Как связаны донор партии Бориса Джонсона и тайная недвижимость российского олигарха в Лондоне

124225537 redacted 5 2x nc Новости BBC Борис Джонсон, Великобритания, Россия, Сулейман Керимов

Донор правящей британской Консервативной партии числилась директором компании, тайно принадлежащей российскому олигарху, близкому к президенту Владимиру Путину.

Би-би-си ознакомилась с документом, датированным 2006 годом и подписанным «Любовь Голубева». Это девичья фамилия Любови Чернухиной, жертвовавшей значительные суммы партии тори, лидером которой является британский премьер Борис Джонсон.

Чернухина утверждает, что «не помнит, чтобы давала письменное согласие» на назначение директором одной из фирм Сулеймана Керимова.

Находящийся под санкциями Керимов ранее тоже отрицал какую-либо связь с Чернухиной.

BBC

Документы, с которыми ознакомилась Би-би-си, свидетельствуют о том, что полная тезка Любови Чернухиной, в то время еще Голубевой, стала директором офшорной компании Radlett Estates Limited в 2005 году, после того как та приобрела крупную недвижимость на севере Лондона, 1 Radlett Place.

Единственным акционером Radlett Estates была фирма Swiru Holding AG. Директорами Radlett Estates были швейцарский бизнесмен Александр Штудхальтер и племянник Сулеймана Керимова Нариман Гаджиев.

На судебном процессе во Франции Штудхальтера называли доверенным лицом Керимова, причастным к сокрытию богатства олигарха.

Radlett Estates планировала снести купленное здание и построить новый дом площадью 325 кв. м. Согласно планам архитекторов, в нем должны были быть кинотеатр, оздоровительный центр и тренажерный зал, крытый бассейн, шесть спален, гараж на 6 автомобилей и большое помещение для персонала.

Керимов и его жена не числились директорами Radlett Estates, и их имена не фигурировали в документах, с которыми ознакомилась Би-би-си. Однако на веб-сайте одного из архитекторов упоминались «мистер и миссис К.».

Подпись «Любовь Голубева» стоит на протоколе заседания совета директоров Radlett Estates от 2006 года. Документ свидетельствует о ее уходе из компании.

BBC
Документ Radlett Estates Ltd 2006 года с подписью «Любовь Голубева»

В 2007 году Голубева вышла замуж за бизнесмена-мультимиллионера Владимира Чернухина. Он был высокопоставленным чиновником и госбанкиром на заре правления Путина, но затем уехал из России.

В том же году она начала жертвовать деньги Консервативной партии. Сначала это были суммы в пять тысяч фунтов, она подписывалась своей девичьей фамилией. Со временем пожертвования на ее фамилию по мужу заметно выросли. В итоге она стала одним из самых влиятельных доноров партии тори, пожертвовав более 2,1 миллиона фунтов.

Свидетельства деловых связей Чернухиной и Керимова обнаружились после того, как в британском парламенте был поднят вопрос о ней и ее связях с Россией. При этом Чернухина осудила «российскую военную агрессию в Украине» и призвала к «самым строгим санкциям против путинского режима и его пособников».

В рамках проекта Pandora Papers Russia Би-би-си с Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) и глобальными партнерами уже рассказала, как Сулейман Керимов скрывал свое богатство.

Муж Любови Чернухиной Владимир работал в российском правительстве с 2000 по 2002 год. Затем Путин назначил его председателем государственного банка, но в 2004 году уволил, и Чернухин покинул Россию.

В судебном процессе 2018 года его жена подтвердила, что Чернухин поддерживал «прекрасные отношения с видными представителями российского истеблишмента».

Чернухин рассказал, что прибыл в Великобританию с состоянием в 300 миллионов долларов и начал строить «империю недвижимости».

Супруги получили британское гражданство, что означает, что Любовь Чернухина имеет право жертвовать деньги политической партии. Сообщалось, что в феврале она была членом небольшого «консультативного совета» крупных доноров, имеющего доступ к высокопоставленным членам партии, включая премьер-министра.

В 2019 году она заплатила 135 тысяч фунтов за участие в «ужине для женщин», на котором присутствовали тогдашние премьер-министр Тереза Мэй и главный секретарь казначейства Лиз Трасс — ныне министр иностранных дел, отвечающая, в том числе, за санкции против России.

https://www.instagram.com/p/Bw2sSBmgP5z/?hl=en


В 2020 году Би-би-си установила, что Чернухин тайно получил 8 млн долларов от компании, которую связывали с Керимовым четырьмя годами ранее — еще до того, как Керимов впервые попал под санкции США.

В то время ее адвокаты заявили, что «г-жа Чернухина никогда не получала денег от г-на Керимова или какой-либо связанной с ним компании», а ее «пожертвования Консервативной партии никогда не были запятнаны Кремлем или каким-либо другим влиянием».

Адвокаты Керимова утверждали, что он не имел никаких дел с Чернухиной.

Getty Images
Сулейман Керимов

Сулейман Керимов был в числе нескольких российских миллиардеров, появившихся рядом с президентом Путиным, когда российские танки вошли в Украину в феврале. Состояние бизнесмена оценивается более чем в 14 млрд долларов.

Керимов находится под санкциями США с 2018 года, а с марта этого года попал в санкционные списки Евросоюза и Великобритании. ЕС назвал его «членом внутреннего круга олигархов», близких к Путину.

В 2017 году Керимова арестовали во Франции по подозрению в причастности к отмыванию доходов, полученных в результате уклонения от уплаты налогов. Дело касалось французской собственности, которая, по мнению следователей, принадлежала Керимову — при этом личность истинного владельца скрывалась с помощью Александра Штудхальтера, выступавшего в качестве доверенного лица олигарха.

Штудхальтер отрицает, что был подставным лицом Керимова, и утверждает, что конечным владельцем недвижимости был он сам через швейцарскую компанию Swiru Holding AG.

Но, согласно секретным документам Апелляционного суда Франции, с которыми ознакомилась Би-би-си, банковские документы показали, что Штудхальтер владел акциями Swiru Holding от имени Керимова и его племянника Наримана Гаджиева.

Французские адвокаты Керимова заявили: «После нескольких лет расследования нашему клиенту не было предъявлено никаких обвинений».

Керимов и Штудхальтер не ответили на наши вопросы о том, кому принадлежит здание 1 Radlett Place, которое продали другой офшорной компании в 2012 году за 36,5 млн фунтов.

Адвокаты Чернухиных заявили, что «госпожа Чернухина никогда не была директором Radlett». По их словам, с неким «Проектом Рэдлетт» к ней обратились в связи с тем, что она занимала пост директора другого предприятия под названием Capital Construction Development Limited — компании, которая в то время принадлежала ее мужу, — и «попросили представить бизнес-план». По словам адвокатов, проект не был реализован.

Однако Би-би-си получила противоречивые сведения связи Чернухиной с Radlett Estates Limited.

В электронном письме от декабря 2009 года цитировались слова председателя Swiru Holding — единственного акционера Radlett Estates — о том, что они не смогли найти в своих файлах никаких доказательств того, что «г-н или г-жа Голубов [так в оригинале] были назначены, ни каких-либо решений или письма об отставке и ее принятии».

И документы показывают, что представители Swiru неоднократно представляли корпоративные документы регистрационному агенту Radlett — ее администратору на Британских Виргинских островах, — в которых Любовь Голубева не упоминалась.

Но ряд просочившихся списков директоров, в том числе из трех офисов агента в Швейцарии, на Британских Виргинских островах и Кипре, показывают, что Чернухина, в то время Голубева, значится в качестве директора.

BBC
Документ Radlett Estates Ltd, в котором Любовь Голубева указана как директор

На вопрос об этих документах, а также о документе, свидетельствующем об отставке Любови Голубевой в 2006 году, адвокаты Чернухиных заявили, что «г-жа Чернухина не помнит, чтобы она давала письменное согласие на должность директора Radlett Estates Limited», и оспорили подлинность документов, указав, что они «могли быть подделкой и/или подверглись манипуляциям».

Эксперт по борьбе с отмыванием денег Том Китинг из аналитического центра Rusi считает, что подпись могла быть подделкой, но это маловероятно: «Документы показывают, что она присутствовала на собрании, на котором обсуждалось ее дальнейшее нахождение в должности. И на этом собрании она подала в отставку с поста директора, поэтому я думаю, что предположение о том, что ее подпись подделали, выходит за рамки вероятного».

Рэйчел Дэвис из Transparency International считает, что расследование Би-би-си показывает, почему система политических пожертвований должна стать более прозрачной.

«Любой политик или политическая партия должны иметь четкое представление о своих донорах, — говорит он. — Это означает должную осмотрительность в отношении тех, кто спонсирует их деятельность. Следует не только проверять, являются ли получаемые средства законными, но и руководствоваться при их получении здравым смыслом в первую очередь».

Представитель Консервативной партии заявил: «Если британский гражданин может голосовать на выборах за политическую партию, он также имеет демократическое право делать пожертвования политической партии. Избирательная комиссия должным образом и прозрачно обнародует и публикует все пожертвования, вносимые в полном соответствии с законом».

При участии Уилла Далгрина


Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

Загрузите наше приложение:

Exit mobile version