Бывший канцлер Германии Герхард Шредер и исполнительный директор Nord Stream 2 AG (оператор «Северного потока-2») Маттиас Варниг сообщили о невозможности продления своих полномочий в совете директоров «Роснефти». Варниг — не публичная фигура, а вот Шредер в последние месяцы оказался под огнем критики за его позицию по России и российскому вторжению в Украину.
В крупнейшей российской нефтяной компании заявили, что «с пониманием» относятся к их решению и благодарят за «неизменную поддержку».
Представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался говорить с Би-би-си на эту тему. «Не буду я комментариев вам никаких давать. Кто вы такие, чтобы я вам давал комментарии?» — сказал он.
Шредер возглавлял совет директоров «Роснефти» с сентября 2017 года, еще раньше — в марте 2006 года — стал председателем совета акционеров Nord Stream 2 AG (оператор «Северного потока-2»). Это трубопровод «Газпрома». Варнинг — управляющий директор компании Nord Stream AG и член совета директоров «Роснефти».
Власти Германии еще 22 февраля — за два дня до российского вторжения в Украину — приостановили процесс сертификации «Северного потока-2», а президент США Джо Байден решил ввести санкции против Nord Stream 2 AG и ее руководителей.
До ноября 2005 года Шредер был федеральным канцлером ФРГ. Варниг — бизнесмен, он чурается публичности, но немецкие СМИ сообщали, что он служил в «Штази» — службе госбезопасности ГДР. Примерно с тех времен, согласно публикациям, он знаком с российским президентом Владимиром Путиным, который был в ГДР по линии КГБ. Варниг не скрывал знакомства с Путиным.
Критика за Путина
После начала российского вторжения в Украину Шредер оказался под огнем критики за связи с Россией и Путиным. Накануне, 19 мая, депутаты Европарламента приняли резолюцию (которая носит декларативный характер) о том, что против Шредера нужно ввести санкции, поскольку он не вышел из совета директоров «Роснефти».
Европарламент потребовал, чтобы Шредер и бывшая руководитель МИД Австрии Карин Кнайсль, которая также входит в совет директоров «Роснефти», отказались от своих постов. Однако канцлер Германии Олаф Шольц в четверг отклонил требование Европарламента ввести санкции против Шредера.
Он сказал, что решение немецкого парламента лишить Шредера оплачиваемого налогоплательщиками офисного помещения в Берлине было правильным, и он не думает, что «в данный момент что-то еще необходимо».
Шредер лишился бюро в бундестаге, которое полагалось ему как бывшему канцлеру. Парламентский комитет по бюджету решил сократить соответствующую статью расходов после того, как правящее большинство в бундестаге пришло к выводу, что Шредер уже не выполняет обязательств как бывший глава правительства, сообщало DW.
Сотрудники бюро Шредера, как сообщалось, еще в марте отказались работать с экс-канцлером в знак протеста против его позиции по России и были переведены на другие должности в аппарате бундестага. Сотрудничество с Шредером прекратил и его спичрайтер, проработавший с ним 20 лет.
В марте Шредер вынужден был отказаться от звания почетного гражданина своего родного города Ганновера. Ему также пришлось уйти из правления местного футбольного клуба «Ганновер 96», который хотел порвать с бывшим канцлером из-за его позиции по Украине.
«С агрессором, с таким поджигателем войны, как Путин, не ведут никаких дел. В отношении бывшего канцлера речь никогда не идет о полностью частной жизни. Особенно в такой ситуации, как нынешняя», — цитировало DW сопредседателя правящей Социал-демократической партии Германии Ларса Клингбайля. Шредер на критику не реагировал, а в СДПГ уже есть 14 заявлений с требованием исключения его из партии, отмечало издание.
В конце апреля в интервью New York Times Шредер рассуждал о том, что «такую страну, как Россия, нельзя изолировать в долгосрочной перспективе ни политически, ни экономически». «Немецкая промышленность нуждается в сырье, которое есть у России. Это не только нефть и газ, но и редкоземельные элементы. А это сырье, которое нельзя просто заменить», — говорил он.
До войны, отвечая на вопрос о дружбе с Путиным, Шредер говорил: «Дружба означает, что вы высказываете друг другу свою точку зрения и можете критиковать друг друга. Но это делается не на публику, а с глазу на глаз».
А Путин рассказывал, как ходил с Шредером в баню: «Мы были однажды у меня в резиденции, много лет назад уже, и пошли в баню, а она загорелась. Он как раз налил себе пиво, я выхожу и говорю: Герхард, нам надо отсюда выходить, мы горим. А он отвечает: сейчас пиво допью — и пойдем».
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
Загрузите наше приложение: