Не каждый день граффити заслуживает 30-минутного спецрепортажа на «Рустави-2» – крупном проправительственном телеканале Грузии.
Сюжет, вышедший в эфир 7 мая, был посвящен инциденту, произошедшему в марте 2022 года. Тогда группа подростков нарисовала зелено-бело-красный флаг на сельской автобусной остановке – флаг, который, как утверждается в репортаже, вызвал смятение среди местного населения, посчитавшего его «перебором» и «провокацией».
Это был флаг Чеченской Республики Ичкерия, независимого чеченского государства, которое было разгромлено Российской Федерацией в ходе Первой и Второй чеченских войн в 1990-х и начале 2000-х годов. Появление в Панкиси граффити с изображением флага неслучайно. Жители ущелья – в основном кистинцы, представители чеченского субэтноса. У многих есть родственники в Чечне, другие до сих пор являются беженцами после двух войн – и симпатизируют Ичкерии.
Для многих флаг является символом свободы и противостояния российской агрессии, а резкая реакция местных властей на граффити – сигнал о продолжающейся дискриминации, с которой сталкивается кистинская община Грузии. Особенно в условиях правительства, которое, по мнению многих, слишком уступчиво по отношению к России.
В результате флаг был поспешно закрашен полицией – в тот же день правоохранители замазали его красной краской. Вскоре после этого подростки заново нарисовали символ Ичкерии, а рядом с ним – и украинский флаг.
К утру следующего дня оба флага вновь были закрашены. Тем временем полиция выяснила, кто были авторы граффити, и допросила подростков, угрожая им арестом.
Но молодые ребята не угомонились и в последний раз нарисовали флаги. Полиция, в свою очередь, в этот раз не стала использовать красную краску. Вместо этого она закрасила граффити грузинским флагом.
Именно этот последний поступок правоохранителей вызвал возмущение Сулхана Бордзикашвили – тбилисского активиста и журналиста, родившегося в Панкиси.
«Представьте, если бы кто-то закрасил грузинский флаг и нарисовал другой. Это была бы провокация, – сказал он в интервью OC Media. – Перекрашивать флаг страны – это априори неправильно. Именно тогда я убедился, что это была провокация [против про-ичкерийски настроенной кистинской общины]».
После этого Сулхан купил флаги Ичкерии и заявил, что будет рад раздать их всем желающим в Панкиси: лучше пусть у подростков будут флаги дома, чем проблемы с полицией из-за граффити, сказал он.
Жительница ущелья Тинатин Пареулидзе, которая является членом инициативной группы «16-й элемент», направленной на построение мира и разрешение конфликтов, сказала OC Media, что представления «Рустави-2» об отношении жителей Панкиси к флагу Ичкерии неточные.
«Флаг Ичкерии как правило ассоциируется у кистинцев со свободой и мужеством, а война в Украине пробудила у местных жителей эти эмоции и дала массам [за пределами Панкиси] понять, за что борется Чечня. Я не вижу в этом факте угрозы сепаратизма или провоцирования какого-либо конфликта», — пояснила она.
Проблемные отношения
Тамта Микеладзе из Центра социальной справедливости сказала OC Media, что инцидент с флагом Ичкерии станет ударом по отношениям между жителями Панкиси и центральными властями.
«Сомнения по поводу внешней политики правительства «Грузинской мечты», например, демонстрируют ли они мораль в отношениях с Кремлем или насколько им удается минимизировать угрозы, исходящие от России, и поддерживают ли прозападную политику, сегодня присутствуют в основном во всех общественных дискуссиях. Могу сказать, что эта тревога и подозрительность возникли в Панкисском ущелье гораздо раньше, чем в грузинском обществе».
По словам Микеладзе, в Панкиси сразу же начались разговоры о признаках пророссийской политической ориентации в Грузии, или о том, как легко фигуры, связанные с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, попадают в Грузию, пытаясь заручиться поддержкой в Панкисском ущелье.
Микеладзе отмечает, что жители Панкиси давно не чувствуют себя в безопасности – особенно на фоне неоднократных актов насилия против них со стороны государства. Инцидент с флагом только усилит это ощущение, утверждает она.
«Очень серьезная и непродуманная полицейская операция по делу Мачаликашвили вызвала недоверие к правительству и строгим мерам безопасности», — добавляет Тамта.
19-летний житель Панкисского ущелья Темирлан Мачаликашвили был застрелен в собственном доме бойцами спецназа в 2017 году. Расследование убийства подростка, которого, по словам сотрудников Службы госбезопасности Грузии, подозревали в причастности к терроризму, подверглось критике со стороны правозащитных организаций и Народного защитника Грузии.