Бывший канцлер Германии Ангела Меркель в своем первом крупном интервью после российского вторжения в Украину попыталась защитить свою политику в отношениях с Владимиром Путиным.
Меркель заявила немецкому журналисту и писателю Александру Осангу в большом интервью телеканалу ARD, что ей не за что извиняться в связи с ее реакцией на аннексию Россией Крыма, когда она поддержала антироссийские санкции, и ее противодействием вступлению Украины в НАТО, которое она считала преждевременным.
Украина просила включить ее в «План действий по членству в НАТО», однако в 2008 году на бухарестском саммите Альянса получила отказ из-за позиции Германии и Франции.
Из-за этой позиции Владимир Зеленский обвинил в апреле Ангелу Меркель и бывшего президента Франции Саркози в просчете, который придал России уверенности.
Во вторник бывшая канцлер Германии объяснила в полуторачасовом интервью, что понимала, как мыслит Путин, и не хотела его провоцировать.
«Огромная трагедия то, что это не сработало, но я не виню себя в том, что пыталась», — призналась Меркель, которая будучи канцлером редко пускалась в подобные откровенности.
Ангела Меркель также заявила, что в те годы Украины не была готова присоединиться к НАТО, поскольку, по ее словам, была еще незрелой демократией и управлялась олигархами. «Поэтому мы не могли сказать: окей, завтра мы возьмем ее в НАТО»
«Украина не была той страной, какой мы знаем ее сейчас. Это была очень расколотая Украина… разногласия были даже между реформистскими силами — Тимошенко и Ющенко. Это означает, что она не была внутри страной с окрепшей демократией».
Бывшая канцлер заявила, что заблокировала путь Украины к членству в Альянсе, исходя из интересов этой страны.
«Нельзя стать членом НАТО за один день, — сказала Меркель. — Я была совершенно уверена, что Путин не позволит так просто этому случиться. С его точки зрения это было бы объявлением войны».
По словам Меркель, таким образом удалось выиграть время: «Это немного успокоило ситуацию и дало Украине время развиться в страну, которой она стала сейчас».
Ангела Меркель: «канцлер свободного мира» и лидер Европы
Меркель рассказала, что начала серьезно относиться к возможности надвигающегося вторжения в последние несколько недель своего пребывания в должности, когда она присутствовала на саммите G20 в Риме.
«Были намеки, и мы много говорили об этом, — вспоминает она. — Я поняла, что Путин покончил с Минским процессом».
Ангела Меркель настаивает на том, что она не была наивной в переговорах с Путиным.
«Дипломатия не является ошибочной только потому, что она не сработала… Военное сдерживание — это единственный язык, который он понимает», — сказала она о российском президенте.
Меркель недвусмысленно осудила агрессивную войну России, однако добавила, что и Запад не сделал всего необходимого, чтобы ее предотвратить.
«То, что произошло, — это большая ошибка со стороны России… разрыв со всеми нормами международного права, которые позволяют нам мирно сосуществовать в Европе».
«Я не разделяю мнение господина Путина, чтобы было ясно, — подчеркнула Ангела Меркель.- Но нам не удалось создать архитектуру безопасности, которая могла бы предотвратить эту войну в Украине. И мы должны подумать об этом тоже».