Чтобы разобраться в том, что происходит во внутриполитической жизни Грузии, необходимо знать несколько фактов. Во-первых, позиция, занятая правящей партией «Грузинская мечта» после российского вторжения в Украину, имеет все признаки того, чтобы называться пророссийской. Сами власти, к слову, решение о неприсоединении к западным санкциям называют «зашитой национальных интересов». Во-вторых, в Брюсселе, где рассматривают вопрос о присуждении статуса кандидата не только Украине и Молдове, но и Грузии, дали четко понять: на олигархию и откат демократии в Тбилиси закрывать глаза больше не будут. «Грузинская мечта», вероятно, понимая, что упускает шанс получить статус и это станет серьезным поражением даже в глазах самых преданных сторонников, запускает оголтелую пропагандистскую кампанию в лучших традициях «киселевщины».
Суть кампании – убедить население Грузии в том, что Запад пытается втянуть страну в войну против России. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили косвенно назвал претензии Европарламента к Тбилиси шантажом. Представители нижних эшелонов правящей партии еще глубже раскрыли тему: якобы Запад готов обменять «второй фронт» на статус кандидата. В обратном случае расплачиваться придется олигарху – теневому правителю Грузии Бидзине Иванишвили.
Дело дошло до того, что посол США в Тбилиси Келли Дэгнан расценила утверждения о попытке втянуть Грузию в войну как «российскую дезинформацию». То есть, российской пропагандой дипломат назвала заявление премьера и его соратников. Открыто.
Спасти положение решила президент Саломе Зурабишвили. Но ее попытка лишь еще больше запутала ситуацию. По призыву главы государства жители страны сегодня, 16 июня, должны выйти на акцию на Площадь Европы. «Без политических заявлений и призывов» граждан просят продемонстрировать свое стремление в европейскую семью. Вряд ли кто-либо стал бы сомневаться в важности инициативы, если бы не одна деталь: такая акция уже была запланирована на 20 июня гражданской организацией «Стыдно».
Здесь важно понимать, что 20 июня – сакральная дата для «Грузинской мечты». День, когда в 2019 году в кресле спикера парламента страны оказался российский депутат-коммунист Сергей Гаврилов. Картина послужила триггером для грузинского общества – возмущенные граждане вышли к парламенту. Акция протеста была жестоко подавлена. Спикер парламента ушел в отставку.
По оценкам наблюдателей, президент решила сместить акценты и забрать аудиторию у откровенно антиправительственной акции. Вдобавок Зурабишвили попросила «Стыдно» отменить запланированный митинг. Активисты ответили отказом, выступив с ответным предложением: «Мы принимаем приглашение президента на митинг 16 июня и предлагаем ей тоже принять приглашение на митинг «Домой в Европу» 20 июня».
«В стране, где мы празднуем Новый год дважды, не повредит, если мы дважды отметим и нашу приверженность европейской интеграции», — заявил представитель движения Шота Дигмелашвили.
«Некоронованный царь Грузии»: что угрожает европейским перспективам Тбилиси
В оппозиционной партии «Единое национальное движение» инициативу Зурабишвили перенести акцию восприняли как демонстрацию поддержки и защиты олигарха Иванишвили.
«Оспариванием акции 20 июня Саломе Зурабишвили разделяет общество, приверженное евроатлантической интеграции. Она защищает и демонстрирует уважение Бидзине Иванишвили. Тому Бидзине Иванишвили, который отбирает у нас европейское будущее. Все – на акцию 20 июня в 20:00!», — сказал лидер ЕНД Ника Мелия.
Действиями президента недовольна не только оппозиция, но и партия власти. В Грузии до сих пор теряются в догадках – это противостояние постановочное или реальное. Председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе назвал созыв митинга «несколько сырой инициативой».
«Если она провалится, будет очень плохо, например, если придет мало людей или если она будет плохо организована, если будет создана неправильная, искаженная картина, то будет очень плохо», — сказал Кобахидзе, указав также, что митинг на такую важную тему нужно готовить очень тщательно.
При этом, в правящей партии поначалу воздерживались от ответа на вопрос, поддержат ли власти инициативу президента. «Мы должны все просчитать, осознать и, в зависимости от этого, принять решение», — сказал Кобахидзе. Позже в партии заявили, что к акции не присоединятся.
При этом на митинг, запланированный президентом, придут аккредитованные в Грузии дипломаты.
В ожидании ответа
Уже завтра, 17 июня, Еврокомиссия должна сформулировать рекомендацию по предоставлению Грузии, Молдове и Украине статуса кандидата на вступление в ЕС. Саммит глав государств и правительств Евросоюза рассмотрит ее 23-24 июня. Тбилиси и Кишинев подали заявки 3 марта, вслед за Киевом. Раннее в нескольких иностранных СМИ сообщалось, что кандидатура Грузии в Еврокомиссии пользуется меньшей поддержкой, чем Украины и Молдовы. Ожидание ответа Брюсселя в Тбилиси проходит на фоне бурных дискуссий и упреков одних политических сил в адрес других.
На брифинге 14 июня Саломе Зурабишвили призвала правительство воздержаться от антиевропейской риторики, а оппозицию – «прекратить распространять деструктивную информацию».
«Возникает угроза изоляции… Это довольно мрачная картина», — сказала президент.
По словам Зурабишвили, ответственность за сложившуюся ситуацию прежде всего ложится на власти Грузии. «Мы ругаемся со всеми и всех обидели оскорбительными заявлениями… Мы обидели все европейские институты». Вследствие чего, по мнению главы государства, балтийские страны и Польша перестали считаться главными союзниками Грузии на пути евроинтеграции, а количество высокопоставленных визитов европейских политиков в Тбилиси резко сократилось.
В своей речи президент также упрекнула премьера Гарибашвили, грозившегося «все сказать», если по заявке Тбилиси Евросоюзом будет принято несправедливое решение.
«Сегодня мы еще и угрожаем: «Не дадите статус, поднимем завесу». Не знаю, какую завесу мы поднимем и как мы это сделаем, но мне кажется, нас должно волновать то, что завеса понемногу поднялась над нами самими», — заявила глава государства.
По мнению Зурабишвили, в последние месяцы власти Грузии приняли череду неверных решений или же, напротив, бездействовали, из-за чего «страна перестала быть лидером в плане евроинтеграции». Среди ключевых моментов президент назвала аннулирование «Соглашения Шарля Мишеля», отказ от кредита Евросоюза, назначение членов Высшего совета юстиции и судей Верховного суда, упразднение Службы госинспектора, а также арест гендиректора оппозиционного телеканала Mtavari Arkhi Ники Гварамия.
«Все это читается со стороны так, будто мы не придаем особого значения реакции Евросоюза, не проявляем политической воли двигаться в сторону Европы», — заявила Зурабишвили.
Впрочем, в «Грузинской мечте» признались, что не придают особого значения словам президента.
«Мы не считаем нужным реагировать на заявление госпожи Саломе», — сказал Ираклий Кобахидзе.
Брифинг Зурабишвили лидер правящей партии назвал продолжением антигосударственной риторики радикальной оппозиции. По словам Кобахидзе, это, в частности, касается заявления президента о крайне низких шансах Тбилиси получить статус кандидата:
«С одной стороны, Саломе Зурабишвили говорит, что в Брюсселе против государства действовала радикальная оппозиция, а с другой – публично повторяет ложь, на которой строится антигосударственная кампания «Национального движения» и его сателлитов. <…> Почему Саломе Зурабишвили делает это и почему она повторяет месседжбокс радикальной оппозиции, оставим на суд общественности».
Неслучайный приговор: как власти Грузии подрывают евроинтеграцию
Вступление, омраченное резолюцией
За неделю до решения Еврокомиссии по заявкам Грузии, Украины и Молдовы, Страсбург принял резолюцию, поправка к которой, кроме прочего, призывает ввести санкции в отношении основателя «Грузинской мечты», официально покинувшего политическую арену. Европарламент «выражает озабоченность деструктивной ролью, которую единолично играет олигарх Бидзина Иванишвили в политике и экономике Грузии, озабоченность его влиянием на правительство и его решения, в том числе в связи с политически мотивированным преследованием журналистов и политических оппонентов». В поправке также выражается глубокая обеспокоенность связями Иванишвили с Кремлем, что «определяет позицию нынешнего правительства Грузии в отношении санкций против России».
В тексте самой резолюции содержится критика событий 5 июля 2021 года, когда в Тбилиси толпой радикалов были избиты около 50 журналистов. Некоторые из виновных были арестованы и приговорены к тюремному заключению, но другие, в том числе организаторы, до сих пор не привлечены к ответственности. В документе также говорится о приговоре гендиректору Mtavari Arkhi Нике Гварамия, а также о делах против владельцев телеканалов TV Pirveli и Formula. Кроме того, упоминается решение суда в отношении учредителей партии «Лело для Грузии».
При этом Европарламент пообещал призвать институты ЕС работать над предоставлением Грузии статуса кандидата, если власти будут «поддерживать самые высокие стандарты демократии, верховенства права и свобод, такие как свобода СМИ».
Премьер Гарибашвили решение евродепутатов, поддержавших резолюцию, назвал «безответственным и оскорбительным». По словам главы правительства, в документе «слишком много фактических неточностей, слишком много лжи». Голосование в Страсбурге он охарактеризовал как «спектакль». А комментируя реакцию на резолюцию, заявил, что «внутренние и внешние враги так ажитированы, будто произошло что-то невероятное, будто страна теряет что-то невероятное».
Президент Зурабишвили, впрочем, считает: Европарламент призвал к санкциям против Иванишвили, поскольку власти Грузии не смогли установить нужную коммуникацию с европейскими политическими кругами:
«В Брюсселе я столкнулась с довольно напряженной картиной, с тем, что можно назвать испорченным делом. <…> Испорченное дело – это резолюция Европарламента, которая лучше всего проявилась в той ее части, которая апеллирует к санкциям в отношении Бидзины Иванишвили. Ее текст с фактическими неточностями и бездоказательными утверждениями свидетельствует только об одном – с партиями в Европарламенте, принимавшими в участие в голосовании, не была проведена надлежащая работа. В свою очередь оппозиция работала для достижения собственных целей, а правительство не делало ничего из того, что должно было. Партия выбирала то молчание, то оскорбительные ответы на серьезные вопросы. Результат налицо».
Президент, таким образом, раскритиковала не только «Грузинскую мечту», но и резолюцию Европарламента, заявив о «фактических неточностях»» в документе. По ее словам, голосование в Страсбурге «скорее является выражением каких-то настроений и раздражения, нежели анонсированием каких-либо решений».
Позицию Зурабишвили о бездоказательных утверждениях в резолюции Кобахидзе поприветствовал, отметив, что она серьезно изменила «свои предыдущие посылы». «Естественно, мы оценим это заявление президента».
Но в части критики правительства, по словам председателя «Грузинской мечты», Зурабишвили упустила из виду многие общеизвестные факты: «Наивно полагать, что причиной принятия резолюции Европарламента стали хорошая работа «Национального движения» и наша плохая работа».
Кроме того, Кобахидзе вновь озвучил обещание правящей команды «рассказать правду во всей полноте» в случае, если Тбилиси будет отказано в получении статуса кандидата.
Лидер «Грузинской мечты» заверил: это не угроза и не предупреждение. Просто «общественность должна будет узнать, что стоит за этой резолюцией и что может стоять за другими несправедливыми решениями».