«Как сказал Нед Прайс, партнеры общаются друг с другом не так. Я – дипломат, представляю народ Соединенных Штатов. Я не принимаю ничего из того, что здесь происходит, на свой счет, потому что я представляю американский народ и президента Соединенных Штатов Америки. То, что сказал Нед Прайс, правда. Мы должны проявлять уважение, мы должны относиться друг к другу как к партнерам, и я думаю, что это должно быть приоритетом. Любые слухи, домыслы и заявления, не основанные на фактах, могут ввести грузинский народ в заблуждение, и я не думаю, что это как-то поможет диалогу».
Келли Дэгнан, посол США в Грузии
«В новейшей истории не было сопоставимого эпизода конфронтации правительства [Грузии] с США, Европой и свободным миром. Все это происходит за счет предательства наших национальных интересов в пользу личных интересов основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили и его окружения. Вместо того, чтобы предпринимать шаги по укреплению нашей безопасности, защите от внешних врагов, защите своей свободы, возвращению в наше историческое пространство, именуемое свободным миром, этот человек, пытаясь сохранить власть, противостоит этому миру и наносит огромный ущерб нашей стране».
Гига Бокерия, «Европейская Грузия»
«Никогда не было никаких нападок на правительство США, на любого из его представителей со стороны любого официального представителя грузинских властей. Такие нападки невозможны в будущем. США являются стратегическим партнером номер один для Грузии, у нас очень тесное сотрудничество и отношения на протяжении десятилетий. Конечно, это очень ценно для нас. Если мы и видели нападки и оскорбления, то со стороны радикальной оппозиции».
Арчил Талаквадзе, «Грузинская мечта»
В Госдепе осудили нападки на посла США в Грузии: так партнееры не поступают
«Это заявление указывает на то, что «Грузинской мечте» следует проявить осторожность, когда она говорит о своем стратегическом партнере. Тем более, когда его обвиняют чуть ли не в развязывании войны, для чего им нужно было отделить трех депутатов, когда Кобахидзе и Гарибашвили делали более антизападными и вредительские заявления. Когда Нед Прайс начинает свой разговор с Грузии, это на дипломатическом языке означает, что США крайне возмущены заявлениями некоторых представителей наших властей».
Паата Манджгаладзе, «Стратегии Агмашенебели»
«Сейчас мы примерно в той же ситуации, как когда футболисту на поле показывают желтую карточку. Действительно, впервые в истории независимой Грузии Госдепартаменту пришлось защищать собственного посла в Грузии. И не будем забывать, о какой стране идет речь – о Соединенных Штатах Америки, которые приложили колоссальные усилия и потратили много денег, чтобы в Грузии сегодня был такой демократический стандарт – неполноценный, но тем не менее выдающийся в регионе своим качеством демократии».
Леван Иоселиани, «Граждане»
«В связи с пресс-конференцией Неда Прайса можно сказать одно: вы не вспомните ни одного случая нападок грузинского должностного лица на посла США. Таких нападок не было. Единственное, что было, так это некоторые вопросы с нашей стороны. Мы задали их по двум темам. Первая была связана с фактом возможного давления на судью со стороны конкретного сотрудника посольства, когда один из судей обвинил сотрудника в давлении от имени посла. Конечно, задавать вопросы по этому поводу – наша обязанность, и это ни в коем случае нельзя расценивать как нападки. Также несколько вопросов задал наш коллега, парламентарий. Одно дело, насколько мы можем включиться в эту публичную дискуссию, но когда частью этой дискуссии становится, например, вопрос о том, отмежевалась ли посол от риторики войны и т. д., становится естественным ждать ответы от посла».
Ираклий Кобахидзе, «Грузинская мечта»
«Грузинская мечта» стоит на очень плохом пути. Если они продолжат в том же духе, то навлекут беды и на себя, и на страну. Поэтому мы должны сделать все, по крайней мере, в будущем мы должны постараться, чтобы одна партия, один человек не управлял всей страной. <…> Я не понимаю, какая мотивация может быть у такой страны, как Грузия, чтобы «объявить борьбу» с Соединенными Штатами Америки и заявить, что они якобы хотят втянуть нас в войну».
Яго Хвичия, «Гирчи»
Предать мечту: как власти лишают Грузию европейского будущего
«Самый важный посыл в заявлении Неда Прайса заключается в том, что Америка является стратегическим партнером и другом Грузии, что Америка продолжит поддерживать Грузию в будущем. Надо сказать, что отношения Грузии с Америкой находятся на самом высоком уровне. <…> Для всех очень важно, чтобы заявления такого высокопоставленного лица, каким является Нед Прайс, не интерпретировались вольно».
Тамар Талиашвили, «Грузинская мечта»
«То, что мы услышали из Госдепа, о заявлениях некоторых членов «Грузинской мечты» не только в адрес посла, но и в адрес США в целом, я считаю очень серьезным предупреждением, потому что я не припомню такого резкого заявления. Подобные сигналы делаются не в ответ на заявления стратегических партнеров, а в адрес недружественных и враждебных стран. Такое часто бывает в отношении России, Беларуси и так далее. Если Грузия и ее власти хотят попасть в этот список, то они должны продолжить делать такие заявления».
Гиги Церетели, «Европейская Грузия»
«Неужто он не проинформирован хорошо… В этом случае либо имеет место мискоммуникация [недопонимание], поскольку я не думаю, чтобы были нападки на посла со стороны властей или каких-либо представителей властей… С этим я не смогу согласиться, и я не думаю, что это правильная оценка».
Михаил Сарджвеладзе, «Грузинская мечта»
«Я не помню таких заявлений в адрес какого-либо правительства в этой стране. Они прямо говорят – и на дипломатическом языке это так и значит – что власти мешают стране двигаться в сторону Европы. В конце концов, все приведет к санкциям».
Зураб Джапаридзе, «Гирчи – Больше свободы»
«Нужно одно четкое заявление [Запада в адрес грузинкой оппозиции]: перестаньте разрабатывать революционные сценарии, сядьте и поговорите. Давайте не создавать риторику психоза. Власти Грузии и Америки являются союзники, и точка. Наши внутриполитические вопросы часто неверно интерпретированы».
Ираклий Кадагишвили, «Грузинская мечта»
Нападки на посла США
С каждым разом правящая «Грузинская мечта» в ответ на критику со стороны Запада в связи с откатом демократии совершает все более откровенные антизападные выпады. В разное время депутаты от большинства обвиняли во вмешательстве во внутренние дела Грузии европарламентариев и американских конгрессменов. Они также выражали недовольство позицией посла США в Тбилиси Келли Дэгнан и главы представительства Евросоюза Карла Харцеля.
28 июля три верных основателю «Мечты» Бидзине Иванишвили депутата – Созар Субари, Дмитрий Хундадзе и Михаил Кавелашвили – покинули правящую партию, объяснив свое решение недостаточной «дозировка информации» о происходящих в стране политических событиях. Вскоре после этого они выступили с совместным обращением, в котором заявили о глобальном заговоре против властей – якобы вопрос интеграции в Евросоюз ставил целью смену правительства в Тбилиси и втягивание страны в войну против России. Тройка депутатов не уточнила, кто именно заинтересован в перевороте, назвав лишь тех, кто «исполняет поручения», – радикальную оппозицию.
8 июля один из формально покинувших «Грузинскую мечту» членов Михаил Кавелашвили выступил с открытым обращением на имя посла США в Тбилиси. В нем он заявил, что никакая «мягкая сила России» не может так сильно подпортить репутацию Америки, как заявления или молчание Келли Дэгнан. По сути, депутат обвинил посла в поддержке тех, кто пытается втянуть Грузию в войну с Россией. Позже дипломат ответила на письмо, заявив, что оно полно лжи и теорий заговора. Но лидер «Мечты» Ираклий Кобахидзе расценил ответ посла как оскорбление члена грузинского парламента.
Присоединился к критике Келли Дэгнан и Дмитрий Хундадзе, покинувший партию власти, но аффилированный с Бидзиной Иванишвили. По его словам, молчание американского посла и косвенная или открытая поддержка дипломатом «партий войны», т. е. оппозиционного «Единого национального движения», разрушают евроатлантические ценности Грузии. А это – цель ФСБ России.
Нападки на посла США в Тбилиси совершаются со стороны представителей не только законодательной, но и судебной власти. Виновником скандала стал судья Тбилисского городского суда Лаша Чхиквадзе, чье имя ассоциируется с т. н. «судебным кланом» – группой влиятельных персон в системе правосудия, которые, по мнению неправительственных организаций и оппозиции, принимают решения в интересах властей.
15 июля Чхиквадзе выступил с открытым письмом, в котором рассказал о встрече с представителем посольства США в Тбилиси. Она состоялась после вынесения приговора гендиректору Mtavari Arkhi Нике Гварамия. По решению суда, медиаменеджер был отправлен в тюрьму на три с половиной года. Правозащитники считают приговор политически мотивированным.
По словам Чхиквадзе, после вердикта ему было отказано в участии в американской программе по повышению квалификации. Судья расценил это как давление.
Посол США Келли Дэгнан отвергла обвинения, заявив, что любые слова о каком-либо вмешательстве в дела судебной системы Грузии не соответствует действительности. Она также заверила, в американской дипмиссии «нет никого, кто пытается оказать давление, повлиять на судью или на исход любого дела». В свою очередь Ника Гварамия, гендиректор оппозиционного Mtavari Arkhi, назвал действия Лаши Чхиквадзе «ужасающей и беспрецедентной» попыткой дискредитации главного стратегического союзника Грузии.
Нападки на посла США в Тбилиси происходят параллельно с жесткой критикой работы главы представительства Евросоюза. Шведский дипломат Карл Харцель, четыре года проработавший в Грузии, объявил о завершении своей миссии. После этого лидер «Мечты» Ираклий Кобахидзе заявил, что дипломат сыграл «лишь отрицательную роль в отношениях между Евросоюзом и Грузией». Другой член правящей партии – Николоз Самхарадзе – переложил на посла ЕС неудачу Тбилиси в вопросе получения статуса кандидата на вступление в Евросоюз, сказав, что Карл Харцель «мог бы лучше поработать».
Посол США в Тбилиси Келли Дэгнан в этой связи заявила, что была шокирована комментариями в адрес главы дипломатической миссии ЕС. По ее словам, члены «Грузинской мечты» проявили неуважение к человеку, который так приложил столько усилий для получения Грузией европейской перспективы.
«Это – буллинг»: оппозиция раскритиковала власти Грузии за критику в адрес посла ЕС