Шри-Ланка избрала нового президента, но что будет с предыдущим, Готабаей Раджапакса?
Раджапакса бежал из страны на Мальдивы 13 июля, а затем вылетел в Сингапур, где объявил о своей отставке.
Однако неясно, останется ли он там. Министерство иностранных дел Сингапура заявило, что он прибыл в страну с краткосрочным «частным визитом», а представитель кабинета министров Шри-Ланки сообщил, что он вернется в страну.
Однако правозащитники обратились к генеральному прокурору Сингапура с требованием арестовать Раджапаксу за его роль в гражданской войне в Шри-Ланке. Появились сообщения, что он может направиться в Саудовскую Аравию или Объединенные Арабские Эмираты.
По данным профессоров политологии Абеля Эскриба-Фолча и Даниэля Кркмарича из Северо-Западного университета США, в период с 1946 по 2012 год более 180 глав государств были вынуждены отправиться в изгнание.
Но что может ожидать Раджапаксу и Шри-Ланку, если он тоже попадет в длинный список национальных лидеров, вынужденных отправиться в изгнание?
Вот некоторые исторические примеры.
Далай-лама (в изгнании с 1959 года по настоящее время)
Принимая противоречивую фигуру, страна может столкнуться с геополитическими последствиями
Решение Индии предоставить убежище Далай-ламе в 1959 году после жестокого подавления Китаем тибетского восстания стало причиной длительного конфликта между двумя самыми густонаселенными странами мира.
Тогдашний премьер-министр Индии Джавахарлал Неру проигнорировал призыв своего китайского коллеги Чжоу Эньлая не пускать духовного лидера Тибета в страну.
«Корень недоверия Пекина к Дели на самом деле кроется в монахе, бывшем почетным гостем в Индии на протяжении десятилетий, — говорит индийский политолог Мадхав Налапат. — Решение Неру проигнорировать просьбу своего китайского коллеги было судьбоносным, а прием буддийского лидера создал трещину в отношениях между Индией и Китаем, которая сохраняется и сегодня».
Аятолла Хомейни (1964 — 1979) и шах Ирана (1979 — 1980)
Изгнанники меняются местами
Рухолла Хомейни был ведущим религиозным ученым Ирана, который выступил против прозападного режима шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, а затем сменил его, создав при этом Исламскую Республику.
Оба пострадали в изгнании из-за этой борьбы за идентичность и направление развития своей страны. Трудности, с которыми столкнулся шах в поиске безопасного убежища, могут послужить предупреждением другим лидерам, выбирающим для себя стратегию ухода из политики.
В 1964 году Хомейни — открытый и убежденный противник существовавшего режима, был выслан из страны и отправился сначала в Турцию, затем в Ирак, и в итоге во Францию, откуда он призывал своих сторонников к свержению шаха.
Пехлеви при этом терял популярность в Иране, по всей стране проходили беспорядки, забастовки и демонстрации. В январе 1979 года его правительство рухнуло, а сам он и его семья бежали из страны.
1 февраля 1979 года Хомейни с триумфом вернулся в Иран. Журналисты, летевшие вместе с ним, включая Джона Симпсона из Би-би-си, потом рассказывали, что опасались, что самолет будет сбит.
Состоялся национальный референдум, на котором Хомейни одержал убедительную победу и был назначен пожизненным политическим и религиозным лидером Ирана.
Шах и его жена, императрица Фарах, сначала прилетели в Асуан в Египте — в официальных сообщениях говорилось, что шах отправился в «отпуск» и на лечение.
После этого он жил в Марокко, на Багамах, в Мексике, США и Панаме, а затем умер от рака в Каире 27 июля 1980 года.
Сам факт присутствия свергнутого монарха в США на лечении привел к штурму посольства США в Тегеране и кризису с заложниками, в ходе которого иранцы более 400 дней удерживали американских дипломатов.
Хомейни правил Ираном в качестве верховного лидера до своей смерти 4 июня 1989 года.
Иди Амин Дада (1979-1993)
Даже жестоким диктаторам иногда удается найти себе новый дом
Иди Амин был военным лидером, который захватил власть в Уганде в 1971 году и на протяжении десятилетия устанавливал в стране жестокую диктатуру, сопровождавшуюся массовыми убийствами и изгнанием всего азиатского населения страны.
В 1979 году он был свергнут при поддержке танзанийских войск. Однако даже такому правителю удалось найти путь к отступлению.
«Диктаторы чаще всего бегут в страны, с которыми у них есть глубокие исторические, политические, военные или экономические связи», — объясняет профессор Эскриба-Фолч.
Именно поэтому Саудовская Аравия приютила лидера-мусульманина, несмотря на обвинения в том, что по его вине за время пребывания у власти погибло до 400 тысяч угандийцев.
Бывший африканский лидер жил в роскоши в Саудовской Аравии до своей смерти в 2003 году.
«Бэби Док» Дювалье (1986 — 2011)
Изгнание не всегда протекает в достатке
Саудовская Аравия — далеко не единственная страна, принимавшая у себя иностранного лидера с неважной репутацией.
Различные европейские города приютили свергнутых глав государств, поскольку бывшие колониальные державы стремятся сохранить влияние или предотвратить нестабильность в бывших колониях.
Один из них — бывший президент Гаити Жан-Клод Дювалье, известный как «Бэби Док».
Ему было всего 19 лет, когда он унаследовал титул пожизненного президента от своего отца «Папы Дока» Франсуа Дювалье, правившего Гаити с 1957 года.
Как и его отец, он опирался в управлении страной на Добровольческую милицию национальной безопасности, более известную как «тонтон-макуты». По разным оценкам, за время правления Дювалье они (или силы безопасности) убили от 20 до 30 тысяч гаитян.
После отстранения от власти в результате народного восстания в 1986 году он провел 25 лет в изгнании, сначала на юге Франции.
Однако шесть миллионов долларов, которые он хранил на счетах в швейцарских банках, в 1986 году были заморожены, а большую часть остального состояния он потерял после развода в 1993 году.
В последние годы своего изгнания Дювалье зависел от финансовой поддержки своих последователей и жил в небольшой парижской квартире.
Он вернулся на Гаити в 2011 году и, хотя его обвинили в растрате и нецелевом использовании средств во время его правления (отца и сына Дювалье обвиняли в растрате до 300 млн долларов за время их правления), бывшему президенту позволили доживать свой век в пригороде Порт-о-Пренса. Он жил в столице, не скрываясь, до самой смерти от сердечного приступа в 2014 году.
Беназир Бхутто (1984 — 1986, 1999 — 2007), Наваз Шариф (1999 — 2007)
Изгнание — это не обязательно дорога в один конец
Политический климат в отдельных странах иногда приводит к тому, что лидеры отправляются в изгнание чаще, и Пакистан — один из таких примеров.
Политическая карьера Беназир Бхутто напоминала американские горки. Она дважды отправлялась в изгнание (сначала в Великобритании, а затем в ОАЭ), но оба раза возвращалась в Пакистан и стала премьер-министром страны — первой в истории женщиной, возглавившей страну с мусульманским большинством населения, занимая этот пост с 1988 по 1990 год и с 1993 по 1996 год.
На пике своей популярности — вскоре после первого избрания — она была одной из самых известных женщин-лидеров в мире.
Но в обоих случаях президент страны отстранял ее от должности по обвинениям в коррупции.
В 2013 году Бхутто была убита в результате теракта, совершенного смертником. Ее отец и два брата тоже погибли насильственной смертью.
Наваз Шариф сменял Бхутто после обоих сроков ее пребывания на посту премьер-министра, но в 1999 году его свергли военные и, как и Бхутто, он был вынужден отправиться в изгнание (сначала недолго находился в тюрьме, а затем уехал в Саудовскую Аравию).
Четырнадцать лет спустя Шариф возглавил оппозиционное движение и стал премьер-министром в третий раз.
Однако в 2017 году Верховный суд Пакистана пожизненно лишил его права занимать государственные должности после утечки Панамского досье, согласно которым в декларации о доходах его семьи не были указаны офшорные компании и другие активы.
Политическая карьера Первеза Мушаррафа — генерала, захватившего власть в результате переворота 1999 года и вынудившего и Бхутто, и Шарифа покинуть страну, — также закончилась в изгнании.
Зин аль-Абидин Бен Али
Возможно, вы не последний изгнанник
Зин аль-Абидин Бен Али руководил Тунисом в течение 23 лет, а в январе 2011 года ушел в отставку на фоне беспрецедентной волны уличных протестов, положивших начало «арабской весне».
Бен Али сначала возложил вину за демонстрации на «экстремистов», но вскоре поменял подход и выразил глубокое сожаление по поводу гибели демонстрантов, пообещав ввести свободу СМИ и не выставлять свою кандидатуру на выборах в 2014 году.
Однако волнения от этого не прекратились, и на следующий день, когда огромные толпы людей вышли на улицы столицы и снова вступили в столкновения с силами безопасности, он бежал в Саудовскую Аравию, где и умер 19 сентября 2019 года.
Как президенту Бен Али приписывали обеспечение стабильности и определенного экономического процветания, однако критиковали за подавление политических свобод.
Через шесть месяцев после его свержения он и его жена были заочно признаны тунисским судом виновными в растрате и нецелевом использовании государственных средств и приговорены к 35 годам тюремного заключения.
В 2012 году отдельный суд заочно приговорил его к пожизненному заключению за убийства демонстрантов.
Помимо Туниса, «арабская весна» 2011 года привела к краху правительств в Египте, Ливии и Йемене, а также к десятилетней гражданской войне в Сирии.
Однако только в Тунисе в результате этих событий было создано новое демократическое правительство. Но в условиях растущей безработицы и стагнации экономики многие тунисцы теряют веру в политические партии страны.
25 июля в стране прошло голосование по новой конституции, расширяющей полномочия президента, и так уже распустившего парламент и в течение года правившего в основном с помощью президентских декретов.
Экзитполы показали, что поправки приняты: около 90% проголосовали за новую конституцию, дающую президенту практически неограниченные полномочия.
Оппозиционные группы бойкотировали голосование — явка составила менее 30% — и предупредили, что стране грозит возвращение к автократии.
Исабель Перон (1981 — настоящее время)
Ваша родина может потребовать вашей экстрадиции
Аргентинка Исабель Перон была первой в мире женщиной-президентом, но с 1981 года она ведет затворнический образ жизни в Испании.
Она стала президентом Аргентины в 1974 году после смерти ее мужа Хуана Доминго Перона, занимавшего этот пост трижды.
Исабель Перон была его третьей женой, и они поженились через несколько лет после смерти Евы Перон.
Исабель Перон, которую аргентинцы звали «Исабелита», была танцовщицей кабаре.
Ее президентство отмечено многочисленными забастовками и сотнями политических убийств.
В результате военного переворота в 1976 году Исабель Перон была смещена с президентского поста и несколько лет находилась под домашним арестом, после чего переехала в Испанию.
В 2007 году Аргентина выдала международный ордер на ее арест в связи с предполагаемыми связями с военизированной группировкой правого толка и исчезновением двух человек.
Испания отклонила запрос об экстрадиции; суд посчитал, что против Перон нет достаточных доказательств.
Фердинанд Маркос
Даже в изгнании ваше имя иногда имеет вес
В 1986 году президент США Рональд Рейган посоветовал Фердинанду Маркосу отказаться от власти на Филиппинах и отправиться в изгнание на Гавайи. Массовые протесты против режима Маркоса довели Филиппины до точки кипения (Маркос заявил о своей победе на президентских выборах на фоне многочисленных обвинений в мошенничестве).
«Филиппины были бывшей колонией США, а Маркос был ключевым союзником в борьбе с коммунизмом, получавшим щедрую экономическую и военную поддержку [от Вашингтона], — говорит профессор Эскриба-Фолч. — В этом случае наличие безопасного места ссылки для уходящего диктатора, возможно, сделало смену режима более плавной».
Правление семьи Маркос характеризовалось политическими убийствами противников, многочисленнными нарушениями прав человека, коррупцией и колоссальными расходами (о коллекции обуви супруги президента Имельды Маркос слагали легенды), в то время как миллионы людей жили в крайней нищете, а бюджет страны погружался в долги.
Однако окончательно избавиться от Маркосов Филиппинам не удалось: сын бывшего президента Фердинанд «Бонгбонг» Маркос-младший одержал убедительную победу на выборах в мае 2022 года и был приведен к присяге в качестве президента Филиппин.
Альфредо Стресснер (1989 — 2006)
Уезжать на край земли необязательно
Когда в 1989 году в Парагвае закончилась одна из самых длительных диктатур в мире, ее руководителю не пришлось долго искать убежище.
Бразилия без колебаний предложила убежище генералу Альфредо Стресснеру, чтобы избежать дальнейших беспорядков в соседней стране и обеспечить бесперебойную работу гидроэлектрической плотины Итайпу, важнейшего источника энергии для обеих стран.
В Парагвае и Бразилии это вызвало недовольство: 35-летнее правление Стресснера было отмечено постоянными нарушениями прав человека, а Бразилия лишь недавно сама покончила с военной диктатурой, продолжавшейся 21 год.
Во время правления Стресснера Парагвай принимал участие в антикоммунистической операции «Кондор» — кампании государственного террора и операций по обеспечению безопасности, совместно проводимыми правыми военными правительствами шести латиноамериканских стран (Чили, Аргентины, Боливии, Парагвая, Уругвая и Бразилии) в 1970-х годах при деятельной поддержке США.
Бывший диктатор умер в изгнании в Бразилии в 2006 году в возрасте 93 лет.
Два года спустя комиссия по установлению истины заявила, что за время правления Стресснера было казнено или исчезло более 400 человек.
Уйти нельзя остаться
Но что делать тем, кто не смог найти новый дом? Профессор Эскриба-Фольч указывает, что свергнутые лидеры, которые не могут найти место, где им будет обеспечена относительная защита, могут решить держаться за власть любой ценой.
В качестве примера он приводит бывшего президента Ливии Муаммара Каддафи: после падения Триполи во время гражданской войны в Ливии в 2011 году международное сообщество оказывало сильное давление на Каддафи, требуя, чтобы он отправился в изгнание, прекратив таким образом дальнейшие военные действия.
Вместо этого ливийский диктатор в течение нескольких месяцев скрывался и в конце концов был убит толпой в своем родном городе Сирте.
«Он предпочел сражаться до смерти, а не отправиться в изгнание, и некоторые предполагают, что это решение было основано, среди прочего, на неспособности найти страну, желающую и способную предоставить ему защиту в долгосрочной перспективе», — писали исследователи Северо-Западного университета в 2017 году.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
Загрузите наше приложение: