Президент России Владимир Путин заявил, что понимает озабоченности Китая, связанные с «украинским кризисом», и предложил разъяснить все вопросы на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином.
Российский президент сказал, что высоко оценивает «сбалансированную позицию китайских друзей» по войне в Украине, а также высказался в поддержку Китая, осудив «провокации США и их сателлитов в Тайваньском проливе».
Китайский лидер высказался гораздо более обтекаемо, сказав, что Китай готов «вместе с Россией взять на себя роль великих держав и играть руководящую роль, чтобы привнести стабильность и позитивную энергию в мир».
Путин и Си встретились на саммите Шанхайской организации сотрудничества, который проходит в Самарканде 15 и 16 сентября. Для обоих лидеров — это один из немногих визитов за рубеж. Путин с начала войны совершил всего три зарубежных поездки, у Си Цзиньпина это первый официальный визит с начала пандемии в 2020 году.
Лидеры Индии, Пакистана, Турции, Ирана и других стран также присутствуют на саммите ШОС, однако в Кремле подчеркивали важность именно встречи Путина и Си.
«Сама эта встреча с учетом особенностей нынешней международной обстановки имеет особое значение», — заявлял накануне помощник президента России Юрий Ушаков. «Китай к украинскому кризису подходит сбалансированно, четко заявляет о понимании причин, которые вынудили Россию начать специальную военную операцию, и этот вопрос, конечно, будет обстоятельно обсужден», — добавил он, назвав встречу «давно ожидаемым личным контактом».
В прошлый раз два лидера встречались во время зимних Олимпийских игр в Пекине в феврале, после чего выпустили совместное заявление со словами: «Дружба между двумя государствами не имеет границ». Спустя всего лишь несколько недель Россия вторглась на территорию Украины.
Что хочет добиться Москва и на что рассчитывает Пекин
После вторжения в Украину Путин оказался в изоляции от Запада, и встреча с таким влиятельным мировым лидером, как Си Цзиньпин, может быть выгодна Кремлю для поддержки престижа Путина на мировой арене. Однако у российского президента есть и более насущные задачи.
Россия очень заинтересована в китайских инвестициях, технологиях и двусторонней торговле, учитывая, что война в Украине спровоцировала беспрецедентную волну санкций. После массового ухода западных компаний с российского рынка Путину важно, чтобы их место заняли китайские фирмы.
Но в реальности, как писала Би-би-си, этого не происходит. Российский экспорт в Китай растет все быстрее, а вот темпы роста импорта из Китая, наоборот, замедляются.
Кроме того, в то время как Запад пытается уменьшить свою зависимость от российских нефти и газа, Москва пытается перенаправить поставки на Восток, в том числе в Китай.
Москва также отчаянно нуждается в поставках оружия для продолжения войны в Украине, однако — несмотря на сочувственную риторику — Китай крайне осторожен в том, что касается военной помощи России.
Для Си Цзиньпина визит в Узбекистан и встреча с Путиным тоже важны, ведь уже через месяц, 16 октября, в Китае пройдет важный XX-й Всекитайский съезд Коммунистической партии страны, на котором Си, как ожидается, будет переизбран на беспрецедентный третий срок.
СМИ Тайваня и Гонконга расценивают поездку Си на саммит ШОС как сигнал, что он полностью контролирует и партию, и страну. Кроме того, вероятно, таким образом Китай хочет дать понять США, что намерен удерживать свои позиции на мировой арене.
На фоне военных неудач
Встреча Си и Путина проходит на фоне масштабного контрнаступления украинских войск.
Пекин, однако, старается сохранять «нейтральную позицию» в отношении войны в Украине. С одной стороны, официальные лица Китая неоднократно возлагали ответственность за эту войну на США и НАТО, с другой — более существенной поддержки России не последовало.
Неудачи российских войск дают Си Цзиньпину преимущество в переговорах с Путиным, считают аналитики. В то же время это не повлияет на общее направление сотрудничества двух стран, поскольку они разделяют стратегический интерес — противодействие Западу.
«Выиграет Россия или проиграет, Китай не изменит своей готовности к дальнейшему развитию связей с Россией, — заявил изданию Wall Street Journal Юнь Сун, директор Китайской программы американского аналитического Центра Стимсона. — Если Россия выиграет, Китай получит влиятельного союзника. Если Россия проиграет, она, вероятно, станет вассалом Китая».