Site icon SOVA

Иногда они возвращаются. Почему некоторых мобилизованных россиян стали отпускать домой

123411824 2 5260541193283967167 Новости BBC война в Украине, частичная мобилизация

Объявляя о «частичной мобилизации», Кремль и минобороны России обещали: призывать в армию для отправки на войну с Украиной будут только россиян с боевым опытом. Первые дни мобилизационной кампании показали, что «частичной» она стала только на словах — из всех регионов России последнюю неделю приходят новости о том, как военкоматы призывают мужчин в возрасте, без какого-либо военного опыта, а нередко и с заболеваниями. Но, судя по всему, в отдельных случаях удается добиться того, чтобы их вернули домой.

«Я не служил, мне 41, что происходит?»

В пятницу, 23 сентября, Николаю*, инженеру крупному промышленного предприятия в Севастополе, позвонили из местного военкомата и поинтересовались, на работе ли он. Тот ответил утвердительно. Через 10 минут там появились сотрудники военкомата, которые пришли раздавать сотрудникам повестки, рассказывает Сергей*, коллега Николая.

Николаю 58 лет. Он никогда не служил, закончил военную кафедру во времена СССР. 21 сентября, в день объявления «частичной мобилизации», президент России Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу заверили, что под нее попадут только служившие россияне, имеющие боевой опыт.

Несмотря на это, Николаю и еще трем его коллегам вручили повестки, рассказывает Сергей. Один из них был даже старше Николая — ему уже исполнилось 59, никакого опыта, помимо военной кафедры, у него тоже нет.

Руководство сразу же начало отправлять в военкомат письма с возражениями, но в этот же день же инженера отправили в часть 810-й отдельной бригады морской пехоты в Севастополе. Туда сейчас свозят мобилизованных со всего Крыма, аннексированного Россией в 2014 году, рассказывает Сергей: «Николая включили в списки части со всеми вытекающими последствиями. Даже дали должность — замкомандира роты».

Но уже в субботу один из командиров Николая c удивлением «начал интересоваться его биографией» и, узнав о его возрасте и отсутствии опыта, отправил его обратно в военкомат. «В субботу Николай благополучно вернулся домой. У второго коллеги, который постарше, такая же история», — говорит Сергей. С его слов, военкомат выдал его коллегам «справки о том, что они не являются уклонистами».

Впрочем, так повезло не всем из четверых мобилизованных. Начальство предприятия до сих пор пытается добиться возвращения 41-летнего программиста с тремя детьми, также попавшего под мобилизацию — никакого боевого опыта у него нет. В части обещают сделать из него артиллериста. Его жена регулярно звонит в отдел кадров и плачет.

В такой же ситуации, как и сотрудники севастопольского предприятия, оказались многие другие крымчане. На днях севастопольский губернатор Михаил Развожаев опубликовал в телеграм-канале пост, в котором предложил рассказать ему об аналогичных случаях в комментариях.

Вот лишь некоторые их них: «35 лет, повестка от 24 сентября, не служил, однако сегодня отправляется на «прохождение обучения с последующей отправкой на освобожденные территории». «Мужу 41 год, в армии не служил! Призвали рядовым и отправляют в артиллерию на обучение, после на войну». «Принесли повестку, меня не было дома. Заставили расписаться несовершеннолетнего сына!!! Я не служил мне 41 что происходит?»

«Выбешивают людей как назло»

Десятки, а то и сотни похожих случаев за последнюю неделю произошли во многих регионах России. Би-би-си рассказывала о том, как в хаосе, возникшем после объявления мобилизации, повестки вручали многодетным отцам, людям старше 50 лет и даже инсулинозависимым с диабетом.

Остановить призыв россиян, у которых нет никакого опыта службы, не помогли даже дополнительные разъяснения министерства обороны. Ведомство тогда объявило, что призывать будут в первую очередь тех, кто необходим «для выполнения задач — стрелки, танкисты, артиллеристы, водители, механики-водители». Важными факторами будет «наличие боевого опыта» и подходящие «военно-учетные специальности», хотя как таковой очередности призыва из запаса нет, признавало министерство.

Правда, конкретных документов, которые подтверждали бы эти заявления, в открытом доступе нет. В указе Путина говорится, что критерии мобилизации минобороны определит по каждому региону отдельно. В документе есть пункт, скрытый грифом «для служебного пользования». Скорее всего, именно в нем и прописано, сколько именно россиян хотят мобилизовать власти. На словах это 300 тысяч человек, но в СМИ появлялись оценки вплоть до 1,2 млн человек.

Хаотичный призыв взволновал не только родственников будущих военнослужащих и независимые СМИ, но и блогеров, которые поддерживают и мобилизацию, и «специальную военную операцию».

«Владимир Путин дал четкое указание по тому, кто нужен сейчас стране для защиты суверенитета — это люди прошедшие службу, люди с боевым опытом, люди здоровые и способные воевать, — жаловалась утром 23 сентября Кристина Потупчик, в прошлом комиссар движения «Наши», которой сейчас приписывают руководство целой сетью провластных телеграм-каналов. — И таких в нашей стране достаточно. Часть военкоматов по всей стране подставляют президента своей приверженностью традиционной палочной системе».

Военная корреспондентка «Первого канала» Ирина Куксенкова на выходных писала эмоциональные посты о своей знакомой — враче-кардиологе из Владимира с двумя несовершеннолетними детьми, которую забрал военкомат. Женщину пообещали отправить в «учебку», а потом «на фронт». Куксенкова пыталась связаться с владимирским военкомом и узнать, «трезв ли он», а потом пожаловалась «в Москву». Это помогло — кардиолога отпустили домой.

«Очень многие военкомы решили, что мобилизация — это не отбор в первую очередь профессионалов, или хотя бы людей с опытом, а срочный сбор кого попало с последующим рапортом наверх — указание выполнено, — сетовал журналист ВГТРК Андрей Медведев. — Мне со вчерашнего дня пишут в личку о фактах призыва многодетных отцов; людей не имеющих боевого опыта вообще; людей, которым сообщают, что ВУС [военно-учетная специальность] не имеет значения: мы тебя переучим. При этом я получаю письма от участников боевых действий, офицеров уголовного розыска и просто полиции в отставке, которых не мобилизовали, или которым говорят, что они пока не нужны в армии».

О случаях отказа в мобилизации людям, у которых есть тот самый боевой опыт, о котором говорили чиновники, писали и Би-би-си. Например, это произошло с участником войны в Чечне, который явился в один из московских военкоматов по повестке — там ему сказали, что людей его возраста (москвичу за 40 лет) на фронт пока не берут.

Кроме того, не всех россиян, которым приходит повестка, в итоге пытаются отправить в часть.

Например, Би-би-си рассказывала о 26-летнем москвиче-аспиранте (из опыта — только военная кафедра), которому вручили повестку еще за день до объявления мобилизации. Когда он явился в военкомат, его сразу отпустили домой сказав, что бойцы его специальности на фронте пока не нужны.

Впрочем, в других военкоматах ситуация другая. «Объявили, что рядовых набирают до 35 лет. Повестки приходят 40-летним. Назвать конкретные номера военкоматов и фамилии военкомов — или не надо пока? Выбешивают людей, вот как специально, как назло. Как будто Киевом засланные», — недоумевала глава RT Маргарита Симоньян. В своем «Телеграме» она, как и многие губернаторы, начала собирать истории «неправомерных» случаев мобилизация. За два дня ей оставили более 3 тысяч комментариев.

К концу недели на нарушения начали активно реагировать и чиновники. Провластное издание Readovka писало, что утром 24 сентября в минобороны якобы провели собрание с военными комиссарами, на котором их отчитали за «перегибы» при мобилизации в регионах. О совещании также писал Mash: по информации телеграм-канала, комиссарам «под страхом увольнения» велели навести на местах порядок, «чтобы в строй не попали люди в возрасте, с инвалидностью и с другими статусами призываемых».

Через два дня после объявления мобилизации в отставку отправили замминистра обороны, генерала армии Дмитрия Булгакова, который последние 14 лет курировал материально-техническое обеспечение российской армии — по сути, был главным военным «тыловиком» страны. Причину его увольнения не назвали.

Параллельно с этим минобороны, правительство и власти регионов запустили «горячие линии» и чат-боты, на которые можно пожаловаться в случае нарушений во время мобилизации. Более 10 губернаторов пообещали, что будут оперативно устранять все ошибки, возникшие в ходе мобилизации. Омский губернатор Александр Бурков даже заявил, что среди таких ошибок есть «непростительные»: забирали онкобольных и студентов.

Многие прогосударственные блогеры, комментируя возникший из-за мобилизации резонанс, в последние дни даже написали восторженные посты (1,2,3) о работе «гражданского общества» в России.

«Я думаю, что никакого плана на эту ситуацию не было. Кремль адаптируется по мере развития ситуации. Раз военкоматы стали перегибать, почему бы не воспользоваться этим и не перевести всю ответственность на них?» — рассуждает в разговоре с Би-би-си политолог Татьяна Становая.

При этом, по ее словам, задачи чиновников шире, чем «просто отвести критику от Путина»: «Есть проблема резкого всплеска панических настроений, общество сильно взволновано, с этим нужно было что-то делать».

По словам Становой, происходящее напоминает ситуацию с кампанией по вакцинации от Covid-19, которая вызвала недовольство многих россиян: «Сейчас в ситуации заложено серьезное внутреннее противоречие — между политическими целями (сохранять стабильность, социально спокойствие, высокий рейтинг Путина) и военными (набрать как можно больше военной силы). И нет никого, кто мог бы свести эти две цели в некую сбалансированную политику. Каждый тянет на себя. А граждане запутались. Заявления власти противоречивы, действия военкоматов перечеркивают обещания, верить никому нельзя».

«Возможно, военкоматам дали нагоняи»

Пока самым верным способом вернуть домой тех россиян, которые формально не попадали под озвученные критерии мобилизации, был общественный резонанс.

На второй день призывной кампании в соцсетях разошлось видео, снятое на пороге военкомата Савеловского района Москвы. На нем IT-специалист из Сбербанка Виктор Бугреев сообщил, что, несмотря на категорию B (ограниченная годность) и отсутствие какого-либо опыта, его отправляют в подмосковную военную часть. Уже через несколько часов жена Бугреева рассказала, что военкомат пообещал повторно проверить документы Бугреева и не отправлять его на фронт.

Широко обсуждался случай 38-летнего Александра Доржиева, отца пятерых детей из Улан-Удэ. Согласно установкам о мобилизации, он не подлежит ей — людей, у которых четверо и более детей до 16 лет, мобилизовать не должны. А ему попытались вручить повестку, по которой уже на следующий день Доржиев должен быть уехать в часть. После того, как его жена записала видео, руководитель управления, где работает мужчина, стал звонить ему и говорить об ошибке, а руководитель Бурятии Алексей Цыденов — обещать, что призывать многодетных отцов не будут.

Mash в воскресенье рассказывал об аналогичной ситуации в Подмосковье — там отцу пятерых детей, не служившему в армии, прислали повестку, а потом отправили в военную часть под Наро-Фоминском. Уже через несколько часов после поста чиновники позвонили жене мужчины и пообещали вернуть мужа домой.

Издание Readovka и другие провластные СМИ уже несколько дней следят за судьбой не служившего 57-летнего агронома с дочерью-инвалидом на иждивении, которого мобилизовали в Смоленской области. Домой мужчину пока не вернули, но местный военкомат обещает провести ему медицинское обследование, а с его семьей связались полиция и прокуратура.

Иногда мобилизованные возвращаются домой и без резонанса. О таком случае Би-би-си рассказала семья жителя Марий-Эл.

«Ему под 50 лет, вручили повестку на работе, трое детей, младшая еще в начальной школе. В понедельник должны были забрать. Он майор в отставке, с боевым опытом, но давно работает на гражданке, — рассказала Би-би-си его родственница Валерия*. — Он не хотел, но говорил: а как я не пойду?»

Родственники мужчины пытались уговорить его не ходить в военкомат, но тщетно. А когда мужчина утром 26 сентября явился на мобилизацию с вещами, ему сказали возвращаться домой, сославшись на возраст. «Возможно, всем военкоматам дали нагоняи», — рассуждает Валерия.

О десятках похожих случаев пишут родственники мобилизованных в специально созданных телеграм-чатах, но верифицировать все эти сообщения сложно.

Коалиция «Призыв к совести», объединяющая юристов и правозащитников, помогающих избежать мобилизации, в воскресенье выпустило инструкцию, как действовать, если человека привлекли к мобилизации незаконно. В пример юристы привели ситуацию мужчины из Смоленской области: «Его вызвали в военкомат для уточнения данных. Он пришел — и его сразу мобилизовали в воинскую часть. Ходить в военкомат не нужно, а мобилизация одним днем — это произвол. Жена мужчины сразу же зарегистрировала жалобу в военную гарнизонную прокуратуру в Смоленске, сообщила о случившемся правозащитникам и поехала за мужем в воинскую часть. Мужу удалось выйти к жене. По рекомендации правозащитников они вернулись вместе домой».

По оценке юристов, комиссар превысил должностные полномочия: «Не организовал медицинское освидетельствование, подменил собой призывную комиссию по мобилизации и фактически похитил человека, отправив его в воинскую часть».

После жалобы жены призывника в часть приехали прокуроры — они взяли объяснения, в том числе у других мобилизованных. И отпустили их домой как минимум на несколько дней.

Юристы «Призыва к совести» считают, что жалоба на то, что военный комиссар превысил свои полномочия, может стать важным первым шагом. После этого необходимо добиваться всех установленных законом процедур рассмотрения заявлений и жалоб. Отдельно подчеркивается, что в ряде случаев вернуть незаконно призванных мобилизованных помогает огласка в СМИ.

* — имена были изменены по просьбе собеседников Би-би-си

BBC

Exit mobile version