Site icon SOVA

Уйти от санкций: российский бизнес потерял контроль над «Боржоми», но не совсем

borjomi 2 экономика featured, IDS Borjomi International, Альфа-групп, боржоми, война в Украине, Грузия-Россия

В середине июня премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил на заседании правительства о сделке с акционерами производителя «Боржоми» IDS Borjomi International, в результате которой грузинские власти получили долю в компании. «Мы успешно завершили переговоры с акционерами «Боржоми», и наше государство становится совладельцем компании. <…> Те проблемы, которые были у «Боржоми», будут преодолены», — сказал он. Премьер назвал «Боржоми» национальным достоянием и гордостью страны.

«Альфа-групп», которую основал попавший под западные санкции российский бизнесмен Михаил Фридман, согласилась снизить долю в IDS Borjomi International с 57,72% до 49,99%. Для этого она безвозмездно передала правительству Грузии 7,73% компании. Грузинские власти также получили право назначать председателя совета директоров этой компании, а участие «Альфы» в совете снизилось с абсолютного большинства (восьми человек) до двух представителей.

IDS Borjomi International – крупнейший производитель минеральной и питьевой воды на постсоветском пространстве. Ее продукция экспортируется более чем в 40 стран мира. Помимо марок «Боржоми», «Ликани» и «Бакуриани» в Грузии, компания также владеет заводами в России и Украине, где разливает пресную воду марок «Святой источник», «Моршинский» и «Миргородская». Общая мощность заводов компании – более 600 тысяч бутылок в час.

В 2020 году выручка IDS Borjomi International составила 470 млн долларов, из них на ее грузинское подразделение компании пришлось 119,7 млн долларов. На воду «Боржоми» приходится 38% продаж IDS Borjomi International, 23% – на «Святой источник», 22% – на «Моршинскую».

 

Закат сотовой экспансии: почему российские компании продают операторов в Грузии и Армении

С какими проблемами столкнулась IDS Borjomi

«Альфа-групп» в декабре 2012 приобрела около 60% IDS Borjomi International у наследников Бадри Патаркацишвили за 460 млн долларов, но семья бизнесмена сохранила за собой около 40% (владеет этой долей через фирму Black Water Limited). С тех пор компания покупала конкурентов и наращивала производство. В сентябре 2020 года она договорилась с девелопером PNK Group о строительстве в Подмосковье самого крупного в России завода по производству питьевой воды мощностью более 1 млрд бутылок в год, которое должно было завершиться в начале 2022 года. Это позволило бы российскому подразделению удвоить производственные мощности.

Но этим планам помешали боевые действия в Украине. В феврале 2022 года, через несколько дней после начала «спецоперации», Михаил Фридман и его партнер Петр Авен попали в «черный список» Евросоюз. Санкции, в частности, предполагают заморозку активов бизнесменов и запрет на их въезд в ЕС. Это вызвало, в частности, блокировку банковских счетов компании IDS Borjomi Georgia, непосредственно производящей воду «Боржоми», а проект строительства нового завода в Подмосковье пришлось отложить.

С начала российского вторжения в Украину и после введения западных санкций у IDS Borjomi Georgia возникла «сложная ситуация» на основных рынках сбыта (по оценкам рейтингового агентства АКРА, в 2021 году 37% выручки компании приходилось на украинский рынок), предупредил производитель. К тому же, работающие в странах Балтии торговые сети, такие как Rimi, Maxima, Selver, решили убрать с прилавков «Боржоми» из-за «полученных данных», что ей владеет российская компания, и введения против нее санкций. Ситуация усугублялась ограниченным доступом IDS Borjomi к банковским счетам, что закрывало возможность получения валютной выручки и расчетов с кредиторами. В итоге, в конце апреля был приостановлен розлив минеральной воды под брендом «Боржоми» на двух заводах в Грузии, где работало более 1 тысячи человек. Это создало социальную напряженность в городе, в значительной степени зависящем от компании.

Как Грузия ищет новых покупателей вина

Сотрудникам заводов предложили новые условия работы – в частности, во время простоя выплачивать только 50% заработной платы. Часть работников не согласилась и пыталась начать акции протеста, 50 человек было уволено. 31 мая уже более 400 сотрудников обоих заводов начали забастовку, требуя повысить зарплаты, восстановить уволенных людей, подписать со всеми долгосрочные контракты, а также отправить в отставку администрацию компании-собственника, которую обвиняли в давлении и шантаже.

«Никакой эскалации, никакого противостояния. Мы не собираемся нарушать закон. Мы тихо и спокойно дойдем до победы, сколько бы времени на это ни ушло», — заявил тогда председатель профсоюза работников аграрного хозяйства, торговли и промышленности Георгий Диасамидзе. По его словам, у многих работников заводов кредиты в банках и им нечем выплачивать проценты.

Забастовка закончилась только через три недели, когда правительство Грузии получило долю в IDS Borjomi Georgia и руководство компании согласилось выполнить основную часть требований сотрудников – восстановить на работе 48 из 50 уволенных, погасить задолженность по зарплате и улучшить условия труда.

Что известно про сделку и какие к ней остаются вопросы

В конце апреля банкир, основатель партии «Лело для Грузии» Мамука Хазарадзе, который вместе с партнерами основал компанию IDS Borjomi в 1995 году, предложил, чтобы грузинские власти выкупили ее акции у российских бизнесменов. «Боржоми» остановил производство. На кону – бренд «Боржоми», его будущее, экспорт, тысячи рабочих мест, доходы бюджета, – написал он на своей странице в Facebook. – Выход из создавшейся ситуации: государство должно выкупить акции компании «Боржоми» у «Альфа-Групп», а затем продать их гражданам Грузии посредством торгов на Тбилисской фондовой бирже».

Через неделю после этого телеканал Formula сообщил со ссылкой на свои источники в правительстве Грузии, что «Альфа-групп» планирует продать контрольный пакет IDS Borjomi бизнесмену Гие Орджоникидзе, уроженцу соседнего с Боржоми поселка Цагвери, который сейчас живет в Москве. Один из соратников Михаила Саакашвили по оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД), член парламента Роман Гоциридзе тут же заявил, что это будет фиктивная сделка для вывода компании из-под санкций, потому что Орджоникидзе – якобы подставное лицо Михаила Фридмана.

Но эта сделка не состоялась, а IDS Borjomi сообщила, что готова бесплатно передать контрольный пакет акций правительству Грузии, чтобы обеспечить возобновление производства. Впоследствии выяснилось, что речь о передаче властям лишь 7,73% и права назначать председателя совета директоров. Премьер Ираклий Гарибашвили заявил, что оценка этой доли, «грубо говоря», составляет 100 млн долларов.

Поможет ли Грузия Казахстану снизить зависимость от России

 

На вопрос издания Business Media Georgia, могло ли правительство Грузии получить больше акций компании, вице-премьер, министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили ответил: «Мы сделали все возможное. Поверьте мне».

По словам Давиташвили, сделка грузинского правительства с российской «Альфа-групп», заключенная в середине июня, состоит из двух документов – договора о передаче этих акций и партнерского соглашения, которое регулирует взаимоотношения между сторонами. Детали этого соглашения он не раскрыл.

По данным «Коммерсанта», Гарибашвили и члены правительства вели интенсивные переговоры с западными партнерами по выработке такого решения, чтобы, с одной стороны, США и ЕС не восприняли сделку с российским инвестором как нарушение санкционного режима, а с другой, – чтобы не испортить отношения с Россией и не потерять российский рынок. Поэтому они отказались от идеи национализации производителя «Боржоми» или полного выкупа доли «Альфы». В итоге, компания возобновила работу с по сути прямым государственным управлением, но российский инвестор остался ее крупнейшим акционером.

После разрешения всех проблем с западными санкциями контрольный пакет IDS Borjomi, по всей видимости, вернется российскому владельцу, утверждают источники издания в «околоправительственных кругах». Тем не менее, Давиташвили ранее заявлял, что передача 7,73% компании «не будет временной», то есть властям не придется возвращать эти акции «Альфе» в будущем.

Материал подготовлен в рамках проекта, реализуемого при поддержке МИД Чешской Республики и посольства Чешской Республики в Грузии.

Exit mobile version