На исходе восьмого месяца войны российские вооруженные силы оказались в роли обороняющейся и отступающей армии на северо-восточном и юго-западном участках фронта. Но есть участок, где они продолжают атаковать. Это — Бахмут.
Город вздрагивает от разрывов снарядов. Артогбстрел идет уже несколько месяцев, день и ночь.
Большинство из 70 тысяч жителей Бахмута бежали. Остались в основном старики. Воды в городе нет, электричества — тоже.
- Бахмут: как живет город в Донецкой области, который уже долго штурмуют российские войска
- Репортаж из Лимана. Какой ценой далось освобождение города от российских войск
Кучка местных жителей, выстроившись в очередь, ждет очередной эвакуации. Людей вывозят на микроавтобусе волонтеры, бесстрашно челноча между фронтовым городом и тылом.
Одна из эвакуируемых — Елена. Ей почти 70 лет.
«Люди очень устали», — говорит она под грохот очередных разрывов. Очень тяжело, говорит Елена, жить, когда готовить приходится на костре и таскать воду ведрами.
«Будь проклят тот, кто начал эту войну! Будь он стократ проклят!» — вздыхает Елена.
Залезая в автобус, она складывает ладони, благодаря волонтеров и судьбу за то, что наконец сможет выбраться отсюда.
Бахмут — это одно из немногих мест, где россияне не отступают и не обороняются, а, наоборот, атакуют. Продвижение вперед идет очень медленно и дорого обходится, но все-таки это — продвижение.
В начале июля в том, что россияне сконцентировали усилия на Бахмуте, была какая-то логика. Перед этим они взяли Северодонецк и Лисичанск, и Бахмут должен был стать следующим ключевым городом, а дальше российская армия пошла бы на Краматорск и Славянск.
Но это было до сентябрьского молниеносного наступления украинцев в Харьковской области. Угроза с севера для Краматорска и Славянска была ликвидирована, обычная артиллерия россиян до них теперь не достает, и в целом российская армия была вынуждена перейти из наступления в оборону.
Пресс-атташе оперативного командования «Восток» украинской армии, полковник Сергей Череватый сомневается, что у России найдутся силы и техника, чтобы в конце концов взять Бахмут. Многое, по его словам, зависит от того, сколько живой силы и какого качества Россия сможет мобилизовать.
«Пока мы видим, что качество низкое, и им не хватает оружия», — утверждает полковник Череватый. По его словам, Россия отправляет на фронт танки Т-62 1960-х годов выпуска, потому что большая часть ее новой техники уже уничтожена.
Правда, пригороды Бахмута штурмует в основном не армия, а частная военная компания «Группа Вагнера».
Так все-таки, смогут ли россияне взять Бахмут? И если да, то что дальше?
«Когда мы отступали из Лисичанска, мы измотали врага», — говорит полковник Череватый. Он предполагает, что с Бахмутом может быть то же самое.