На российско-грузинской границе на КПП «Верхний Ларс» в субботу пограничники более десяти часов удерживали четырех сестер из Дагестана, которые жаловались на домашнее насилие со стороны их родственников. С помощью правозащитников им в итоге удалось покинуть страну и добраться до безопасного места.
Проблемы с выездом из России днем в субботу возникли у совершеннолетних девушек — это 20-летняя Хадижат Хизриева, ее 18-летняя родная сестра Патимат Хизриева, а также их двоюродная и троюродная сестры Аминат Газимагомедова (24 года) и Патимат Магомедова (19 лет).
Сотрудники пограничного пункта с российской стороны забрали у них паспорта, не объясняя причин, а затем позвонили в полицию, сообщил проект «Кризисная группа CK SOS», который помогает людям, оказавшимся в опасности на Северном Кавказе.
«В ответ на вопросы о причинах длительного ожидания сотрудники КПП поинтересовались у девушек, дали ли им разрешение на передвижение родители (несмотря на то, что все сестры достигли совершеннолетия), и рассказали, что за ними едут родственники», — говорилось в сообщении.
«Девушки регулярно подвергались физическому насилию со стороны родственников, которые требовали от них религиозного послушания и наказывали за каждую мелкую провинность», — утверждает «CK SOS».
В детстве сестры подверглись женскому обрезанию. В дагестанских селах продолжают активно практиковать женское обрезание, запрещенное во многих странах, констатировал в своих докладах фонд «Правовая инициатива по России». По данным фонда, операции в основном проводятся в кустарных условиях и часто приводят к серьезным психологическим проблемам у девочек и женщин.
Правозащитница из группы «Марем» Светлана Анохина рассказала «Кавказскому узлу» (в России издание внесено в реестр СМИ-«иноагентов»), что у сестер оказались влиятельные родственники.
«Девочки не были в розыске, но у родственников большие связи. Хаджалмахи, откуда родом девушки, — очень богатое село. Они ушли из дома три месяца назад. Девушки все родственницы — две родные сестры, двоюродная и троюродная. Три месяца они находились в кризисных квартирах. Родственники пытались их найти, в том числе засылали и ко мне людей. Сначала о них пыталась разузнать женщина, потом друг отца звонил и говорил, что дома их любят настолько, что без сопровождения не выпускают», — рассказала Анохина.
Сестры жаловались, что дома их избивали, запрещали получать образование, пытались силой выдать замуж, пишет «Кавказский узел». Родственники девушек это отрицают.
По данным правозащитников, пограничники сначала объясняли проблемы с выездом, возникшие на КПП «Верхний Ларс», наличием задолженности. На погранпереход приехала адвокат Лейсан Маннапова, сотрудничающая с «Кризисной группой СК SOS», со справками об отсутствии задолженностей, после чего один из пограничников якобы признался, что дожидается сигнала от руководства. Погранслужба не комментировала ни это утверждение, ни инцидент в целом.
Затем на КПП приехали родственники — мать Хадижат и Патимат Хизриевых, а также их двоюродный брат. Однако адвокат Маннапова смогла убедить полицию не допускать их к девушкам, которых посадили в «фильтрационное помещение» погранпункта.
Их отец Гаджимурад Хизриев сказал Анохиной, что вернет своих дочерей, которым, по его мнению, «перевернули мозг». Он отрицает, что когда-либо бил своих дочерей («СК SOS» опубликовал фото со следами побоев). Хизриев пообещал, что с головы сестер «волоса не упадет», если они вернуться.
Однако сестры возвращаться отказались. После 10 вечера в телеграм-канале «Кризисной группы CK SOS» появилось сообщения о том, что вместе с адвокатом девушки все-таки смогли пройти границу России и находятся на «нейтральной территории». Через час стало известно, что сестрам удалось пройти границу с Грузией. Ближе к двумя часам ночи кризисная группа заявила, что ее подзащитные уже находятся в «более безопасном месте».
Находясь в «фильтрационном помещении» на КПП «Верхний Лас», сестры пожаловались на видео (его опубликовал телеграм-канал «Осторожно, новости»): «У нас не было ничего, мы были заперты, мы были бесправны, нам всем угрожали, что выдадут замуж. Хадижат должны были выдать за двоюродного брата. Это считалось нормальным».
Комментируя ситуацию с четырьмя сестрами, Анохина напомнила о случае бежавшей от семьи Халимат Тарамовой, также жаловавшейся на домашнее насилие. Родственники забрали ее из кризисной квартиры в Махачкале и отвезли домой в Чечню.
«Если сейчас их заберут, то девочки пропали. Про Тарамову мы хотя бы знаем, что она жива, нам это передают люди, которые видят ее на улице в сопровождении. Но есть случаи, когда девочек забирают — и больше мы о них ничего не знаем. Так было с дагестанскими девочками, которых забрали родные из казанского шелтера. Больше мы о них никогда не слышали», — сказала она «Кавказскому узлу».