Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Оппозиционный телеканал Formula может столкнуться с лишением права собственности, т.к. правительство Грузии требует от его владельца возмещения убытков в размере нескольких миллионов долларов. Это вызывает обеспокоенность наблюдательных групп в контексте свободы слова в Грузии.
Основанный в 2019 году Давидом Кезерашвили Formula TV, быстро стал в Грузии влиятельным оппозиционным телеканалом.
Правительственные чиновники и члены правящей партии «Грузинская мечта» отказывались появляться в его программах и часто обвиняли канал в принадлежности к «радикальной оппозиции».
Эта напряженность достигла пика после гомофобных беспорядков 5 июля 2021 года, когда Formula и другие оппозиционные каналы обрушились с критикой на правительство за то, что оно не обеспечило защиту журналистов и репортеров, освещавших события.
После гибели оператора TV Pirveli Александра Лашкарава менее чем через неделю после нападения гомофобной толпы, четыре канала – Formula, Mtavari Arkhi, TV Pirveli и «Кавкасия» приостановили вещание на один день и призвали правительство уйти в отставку.
Сегодня каналу Formula потенциально грозит обращение взыскания на активы в результате ряда громких судебных процессов, проигранных ее основателем, бывшим государственным чиновником Давидом Кезерашвили.
Кто такой Давид Кезерашвили?
Кезерашвили был видным членом «Единого национального движения» (ЕНД), когда партия находилось у власти; во время президентства Михаила Саакашвили с 2004 по 2006 год он занимал пост главы финансовой полиции, после чего стал министром обороны. С последней должности он ушел в отставку через четыре месяца после августовской войны 2008 года.
Через десять дней после его отставки доверенные лица Давида Кезерашвили зарегистрировали три оффшорные подставные компании, в которые, согласно швейцарскому изданию Tribune De Geneve, он перевел миллионы долларов.
Кезерашвили покинул страну, причем в некоторых сообщениях утверждается, что он находился в Великобритании.
Его обретенное богатство побудило правительство «Грузинской мечты», пришедшее к власти после партии Саакашвили, обвинить его в растрате 5 миллионов евро (5,2 миллиона долларов) во время пребывания на посту министра.
Кезерашвили был оправдан судом двух инстанций, причем последнее дело было рассмотрено в 2017 году. Однако в сентябре 2021 года Верховный суд Грузии отменил оба оправдательных приговора, признав его вину и заочно приговорив к 10 годам лишения свободы.
Позднее в том же месяце Министерство обороны подало на Кезерашвили иск с требованием возмещения ущерба, что вызвало обеспокоенность среди наблюдателей за СМИ, которые опасались, что государство в конечном итоге обратит свой взор на главный актив бывшего высокопоставленного чиновника – Formula TV.
В ответ на это министерство заявило, что оно «даже не рассматривает» возможность взыскания активов Formula. Сославшись на «уважение к свободе слова», в ведомстве заявили, что Кезерашвили не получает дивиденды от канала.
Однако директор неправительственной организации «Грузинская демократическая инициатива» (GDI) Эдуард Марикашвили считает, что в конечном счете решение о возможном взыскании активов не зависит от Минобороны Грузии.
«Из-за того, что других активов в Грузии у Кезерашвили нет, существует большая вероятность того, что юридически [замораживание активов] можно будет осуществить только через акции Formula и никак иначе», — сказал Марикашвили в интервью OC Media 17 ноября.
«Как бы ни маскировали это дело «Грузинская мечта» или Минобороны, главная цель — повлиять на Formula» — добавил он.
Крестовый поход против СМИ?
Обеспокоенность по поводу свободы СМИ в Грузии возросла на фоне обвинений в том, что правящая партия «Грузинская мечта» имеет влияние на судебную власть.
В мае Тбилисский городской суд приговорил Нику Гварамия, еще одного бывшего сотрудника ЕНД и директора оппозиционного телеканала Mtavari Arkhi к трем с половиной годам лишения свободы за злоупотребление служебными полномочиями руководителя СМИ. Это дело вызвало резкую критику со стороны активистов и Народного защитника Грузии.
В январе Автандил Церетели, отец основателя телеканала TV Pirveli Вахтанга Церетели, был признан виновным в соучастии в отмывании денег. Хотя ему удалось избежать тюремного заключения, он утверждает, что дело против него было политически мотивированным.
GDI осудила эти решения как «произвол правосудия в отношении руководителей СМИ, юридически необоснованные обвинения и избирательные репрессивные меры против вещателей, критикующих власти».
В этом году Грузия заняла 89 место в Глобальном индексе свободы прессы, международном рейтинге, ежегодно публикуемом наблюдательной группой «Репортеры без границ» (RSF) — на 29 позиций ниже, чем годом ранее.