20-летний москвич Савелий Фролов стал первым в России обвиняемым в государственной измене за «переход на сторону противника». Историю молодого мужчины рассказало издание Paper Kartuli.
Еще в начале марта Савелий написал краской на своем походном рюкзаке «Слава Украине». На плечах с ним молодой человек восемь месяцев ходил по городу.
В конце сентября Фролов пытался выехать из России в Грузию через КПП «Верхний Ларс», но его не пропустили грузинские пограничники.
Через месяц молодой мужчина решил попробовать снова, но пропал. Найти его удалось только через день. Савелий позвонил родителям, быстро сообщил, что арестован на 15 суток по статье о мелком хулиганстве, что сидит один в камере изолятора временного содержания во Владикавказе и что больше телефон ему не дадут.
Сейчас ему грозит до 10 лет тюрьмы за якобы подготовку к вступлению в легион «Свобода России».
Пока Савелий сидел в изоляторе, шестеро сотрудников ФСБ из Северной Осетии приехали по месту его прописки – в Наро-Фоминск. Оперативники особенно интересовались походным снаряжением: ботинками для сноубординга, палаткой, спальником.
14 ноября, когда Фролов должен был выйти на свободу, мать прилетела за сыном во Владикавказ. Без документов и даже шнурков Савелий вышел за ворота ИВС, а через несколько минут его задержали снова, на свободе увидеться с матерью он не успел. По словам адвоката Евгения Смирнова, полицейские прямо говорили, что не собираются отпускать парня.
Еще 15 суток ареста ему назначили по статье о неповиновении требованиям пограничников, а 30 ноября – по статье о мелком хулиганстве. Полиция утверждала, что Фролов матерился на улице, в суде он это отрицал.
2 декабря против Савелия возбудили дело о госизмене. Его подозревают в «подготовке к переходу на сторону противника». Это первое известное в России дело по статье с такой формулировкой.
Переход на сторону «противника» Владимир Путин приравнял к госизмене в июле этого года. За преступление грозит от 12 до 20 лет колонии. По версии следствия, Савелий планировал через Грузию попасть в Турцию, оттуда в Польшу, а затем – в Украину, чтобы вступить в легион «Свобода России». При этом ни билета в Стамбул, ни шенгенской визы, по словам адвоката, у Фролова не было.
Дарьяльский отбор: Грузия – спасение для россиян, но не с Кавказа
Во Владикавказе матери Савелия дали увидеться с сыном дважды. Молодой человек рассказал, что на границе его «били, обещали изнасиловать шваброй и угрожали родным», поэтому он отдал телефон и пароль.
Фролова оставили под стражей до 11 февраля 2023 года. Переводить из Владикавказа по месту прописки его не будут, звонить родным не разрешают. Адвокат называет это незаконной, но обыденной практикой, для того чтобы полностью подавить волю подозреваемого. И рассказывает, что в ИВС Фролова регулярно опрашивали сотрудники ФСБ без адвоката.
Мать вспоминает: Савелий между делом как-то сказал ей, что в июне подал заявку в легион. «Какой-то легион существует, якобы на борьбу против российской власти, но со стороны Украины. Но его никто туда не принял. Он писал типа: «Вот уже прошло два месяца, почему никакого ответа нет?» Сказали: «Ой, у нас там какие-то сбои, спамы». И все, на этом вся и закончилась переписка».
Екатерина Фролова думает, что эту переписку сын не удалил, но самих сообщений женщина не видела. При этом подруга Малика Бахтиарова рассказывает, что они разговаривали с Фроловым про «легион» только в формате «интересно, существует он или нет».
Друг Савелия в разговоре с The Insider утверждает, что в конце ноября сотрудники ФСБ приходили к нему на работу, заставляли признаться в том, что он готовит активистов для отправки в Украину воевать за ВСУ, и зачитывали вслух переписку с Фроловым.
«Там были сообщения с обсуждением СВО, и главным образом они зацепились за его полушуточное сообщение с намерением поехать туда, что я также в контексте шутки одобрил», – говорит собеседник The Insider.
Друг уверен, что Савелий однозначно не собирался вступать в «легион».
Мать Фролова не понимает, почему сына обвиняют в госизмене, если он отдал телефон и ничего не скрывал: «Это же считается добровольно? Как такового факта измены нет. Может быть, он просто проверить хотел этот сайт [легиона «Свобода России»]».
Адвокат отмечает, что Савелию вменяют не оконченное преступление, а подготовку к его совершению. За это грозит до 10 лет тюрьмы. Защитник подчеркивает, что «легион» молодой человек обсуждал с другом еще до того, как Госдума приравняла «переход на сторону противника» к государственной измене.
Григорий Свердлин: в Грузии к русским относятся лучше, чем в России
Что такое легион «Свобода России»
Первые упоминания легиона появились в марте. В одноименном Telegram-канале – сейчас там состоит около 120 тысяч человек – опубликовали обращение. В нем утверждалось, что российские солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры переходят на сторону ВСУ, чтобы бороться «за новую Россию» и против «диктаторского режима Владимира Путина».
В апреле представители легиона – якобы бывшие пленные российские солдаты – анонимно в балаклавах дали пресс-конференцию в Украине. Они заявили о большом числе желающих вступить в объединение. Чтобы это сделать, сначала предлагают написать в бот, заполнить анкету и отправить ее на почту. При этом связь с ВСУ и Генштабом Украины военные не прокомментировали.
Численность предполагаемого подразделения озвучивали лишь однажды. В ноябре экс-депутат Госдумы Илья Пономарев, который публично представляет легион «Свобода России», сказал в интервью DW о 500 людях. Ранее советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович утверждал, что новобранцы «легиона» – это «россияне, которые добираются через третьи страны».
В Telegram-канале движения регулярно публикуют сообщения об участии легионеров в боевых действиях. Однако в июле «Холод» писал, что достоверных сведений об этом нет. Как отмечает медиа, «есть версия о том, что легион «Свобода России» – украинский информационный проект и что на самом деле такого боевого формирования не существует».
При этом в России за предполагаемую связь с представителями «легиона» сотрудники ФСБ преследуют уже нескольких человек: жителей Якутска, Казани, Петербурга, Белгорода, Тюмени и Свердловской области, пишет «Медиазона». Либо все они проходят по другим статьям, либо на момент обвинения еще не вступили в силу поправки, которые позволили бы вменить им госизмену.