Правящую «Грузинскую мечту» часто упрекали в том, что за все время пребывания у власти они ни разу не представили четкого политического плана и стратегии в отношении оккупированных территорий. Тема оккупации словно пропала с повестки дня. И вот, на юбилейный год правления, премьер Гарибашвили представил видение будущего Абхазии. Причем так, что эта картина вызвала удивление не столько в Сухуми, сколько в самом Тбилиси. Гарибашвили предложил Абхазии стать Монако в составе Грузии. И деньги.
«В случае объединения нашей страны в первые три года мы можем осуществить инвестицию в размере 10 миллиардов в Абхазию и Самачабло. Мы это поняли и обсудили на Экономическом совете. Абхазия может стать вторым Монако, это не преувеличение. Абхазия имеет все шансы стать вторым Монако, Сухуми – вторым Монте-Карло».
В Тбилиси такое сравнение посчитали не столько нецелесообразным, сколько антигосударственным.
«Кто-нибудь, скажите нашему премьеру, что Монако – это независимое государство».
«Премьер-министр Гарибашвили таким образом признает независимость Абхазии, верно?»
«Этот человек либо неграмотен, либо предатель, либо и то, и другое. Ираклий Гарибашвили, Монако – независимая страна», – прокомментировал заявление оппозиционер Гиги Угулава.
Грузинка Нино и абхазка Милена: постановка о волнующем поколение
Неуместным пример посчитал и политолог Тенгиз Пхаладзе. По его словам, абхазам нужно обещать не Монако и 10 миллиардов, а то, что не смогут предложить другие.
«Абхазам надо сказать не это, а то, что единственный путь сохранения их идентичности – это Грузия. И что для нас, в отличие от России, дороги и абхазский язык, и культура! Это главное. А деньги, и даже больше нас, другие могут предложить», – написал он на своей странице в Facebook.
В свою очередь, абхазский политолог, главный редактор газеты «Чегемская правда» Инал Хашиг в своем комментарии изданию JAM-News такой выбор Гарибашвили назвал психологически осмысленным. По двум компонентам. Первый – «абхазам можно ничего не делать».
«Вам, абхазам, не надо ни шоколад производить, не корпеть над изготовлением сыра, ни производство дорогих часов налаживать. Вам вообще ничего не надо делать – деньги к вам сами придут. Вы только здесь внизу подпись свою поставьте, и мы сразу же 10 миллиардов долларов выкатим. И это лишь первый транш», — так можно пересказать ассоциативный ряд обновленного предложения из Тбилиси», – отмечает Хашиг. Второй отличительный момент, по его словам, что грузинский премьер Абхазии никогда не угрожал.
«В отличие от своих предшественников, которых абхазы воспринимают не иначе, как вурдалаков. И, видимо, поэтому идею Гарибашвили восприняли не злобно, а просто несерьезно».
Некоторые по ту сторону Ингури отнеслись к предложению с некой иронией, но забрасывая камень в огород местных де-факто властей. К примеру, кандидат в депутаты Лаша Зухба, обратился к «прОдателям Пицунды и всей Апсны».
«Чего молчите, вон Гарибашвили $10 млрд предлагает, а это больше чем один рублик. Говорит Апсны лучше Монако будет, ну, или, как Монако. Обсудим или как? Или, может, без вас с ними обсудим? Или спустить на него всю подведомственную прессу, да анонимов в придачу, чтобы гнев возмущенного народа наглядно выражали? А, может торги на аукционе, кто больше даст? Самое главное, интересно, чем же эти предложения отличаются друг от друга, с вашей бизнес точки зрения, господа, хорошие?», – написал политик в своем Facebook.
[áмбави] Правовой капкан: РФ-паспорта абхазов и осетин теряют силу
При этом в некоторые в Абхазии не то чтобы отказываются то денег, но и выставляют счет. Дипломат Кан Тания заявил, что Грузия, «развязав войну, нанесла ущерб Абхазии по разным оценкам до 17 млрд долларов».
«Если вести речь в русле экономического ущерба, то Вы обязаны Абхазии куда большую сумму и без всяких условий «если». Республика Абхазия не объединится с Грузией ни за какие деньги, мы свой суверенитет не продаем и свободой не торгуем. Но в Вашем заявлении есть несколько здравых предложений, а именно мысль о том, что Абхазия может стать Монако. Для этого Вам даже не надо тратить 10 млрд долларов, а лишь принять постановление правительства о признании суверенитета Абхазии, что позволит нам вступить в ООН, сотрудничать с другими странами и дополнительно развивать страну».
Предлагают выставить Тбилиси счет даже тиктокеры. Блогер Ремзи Шакая, к примеру, считает, что центральные власти Грузии должна абхазам 12,5 млрд долларов.
«То, что вы здесь натворили в 1992 году, все эти разрушения, все то, что вы разбомбили здесь, как раз-таки оценивается в эту сумму. Это подсчеты экспертов, если мне не изменяет память 1998 года. Еще тогда столько нужно было вложить денег, чтобы восстановить все, что вы разрушили. Так что для начала, Ираклий, тебе нужно будет вернуть долг, а дальше будут ли происходить между Грузией и Абхазией диалоги, это я судить не берусь, это должен решать народ. Вот так вот Ираклий».
Использовать объявленную Гарибашвили сумму как репарации за «нанесенные тяжелые раны», которые премьер изъявил желание «залечить», предложил и де-факто секретарь Совбеза Абхазии Сергей Шамба. Предложение же премьера Грузии он назвал несерьезным.
«Это же нереальные вещи. Ну это пустые слова. То, что они предлагают, это могло быть после войны, когда нужно было платить репарации за тот ущерб, который они нанесли. Как раз соответствовало бы этим цифрам. Эти средства пошли бы на восстановление инфраструктуры, которую они разрушили во время войны».
По мнению Шамба, в Тбилиси хотят лишь показать, «какие они конструктивные, какие демократичные, чтобы как-то понравиться мировому сообществу». Он считает, что, если бы власти Грузии хотели примириться с абхазским обществом, они бы отказались «от всяких препонов».
Журналист Инал Хашиг считает также:
«Вначале следует отменить оскорбляющий абхазов сознание грузинский закон «Об оккупированных территориях». И вот после этого они подумают, быть им Монако или нет. Вряд ли согласятся, но все же на Грузию будут смотреть несколько иначе, чем это происходит в последние как минимум тридцать лет».
Между тем, грузинский аналитик Лела Джеджелава заявила, что идея превратить Абхазию в Монако – не так уж и нова. По ее словам, еще во время войны начала 1990-х представители воровского мира и российских спецслужб планировали разделить регион: горная Абхазия, Гудаута и Лыхны оставались за абхазами, а Гали-Очамчире-Сухуми – под контролем официального Тбилиси. Что же касается Гагры, Пицунды и прилегающих районов – они якобы должны были быть превращены в Монако-Монте-Карло и находиться под совместным контролем криминала и спецслужб. Но план провалился из-за убийства одного из грузинских воров в законе.