Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Выступая перед журналистами 10 января, Алиев обвинил Ереван в использовании коридора для транспортировки оружия из Ирана и Индии. Он также заявил, что Баку «не намерен начинать третью войну», отметив при этом, что Азербайджан «как минимум удвоил» численность своих военных сил специального назначения.
Говоря об «экоактивистах», которые с 12 декабря блокируют Лачинский коридор, Алиев похвалил протестующих, назвав их требования «законными», а заявления о том, что дорога перекрыта, «ложной информацией».
«Молодые люди, которые протестуют на дороге Лачин-Ханкенди [Степанакерт], – наша гордость. Они находятся там днем и ночью в морозную и снежную погоду, они требуют соблюдения своих прав и еще раз показывают всему миру, насколько высоки качества азербайджанской молодежи.
Ни о какой блокаде не может быть и речи, там прошло около 400 грузовиков с миротворцами», — сказал он.
Из Нагорного Карабаха, тем временем, все чаще поступают сообщения о нехватке продовольствия и медикаментов после закрытия Лачинского коридора – единственной связи этой территории с Арменией и остальным миром.
«Каждый день я боюсь, что война вернется» — перемещенные армяне возвращаются в приграничные регионы
В своем выступлении Алиев заявил, что Лачинский коридор использовался для незаконной транспортировки оружия и топлива в Армению из Индии и Ирана.
«Мы видим и знаем, какие страны готовы поставлять оружие Армении, — сказал президент Азербайджана. – К сожалению, Индия теперь в их числе. Мы считаем это недружественным шагом, потому что у этого оружия […] есть цель, и это – Азербайджан».
Он также заявил, что «все машины, которые проезжали там, еще до этой акции находились под наблюдением».
«Как мы узнали, что иранские машины перевозили туда топливо? Мы видели его там. Однако иранская сторона пыталась отрицать это. Они даже поставили поддельные армянские [номерные знаки] на иранские машины, они хотели обмануть нас на таком примитивном уровне».
Азербайджанские СМИ ранее предполагали, что Баку создает контрольно-пропускной пункт для автомобилей, въезжающих и выезжающих из Нагорного Карабаха, но это предположение было отвергнуто правительством Нагорного Карабаха.
«Необходим мониторинг, проверка и прекращение незаконной [экологической] эксплуатации, и мы этого добьемся, — заявил Алиев. – Поэтому называть происходящее на дороге Лачин-Ханкенди блокадой просто несправедливо».
Последний шанс на мир
Ильхам Алиев отметил, что миротворческая миссия России в Нагорном Карабахе должна завершиться в 2025 году, и предположил, что 2023 год – это «последний шанс» для достижения мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном по этой территории.
«Потому что затем наступит 2024 год, а в 2025-м закончится миротворческая миссия России. Им нужно думать наперед», — сказал Алиев.
Он добавил, что Азербайджан «не намерен начинать третью войну», но отметил, что после второй карабахской войны в 2020 году Баку увеличил численность и потенциал своих вооруженных сил.
«Азербайджан уже создал и создаст такие вооруженные силы, что считаться с ними – самоубийство. Наши силы спецназа уже полностью сформированы, стали очень мощной силой, и этот процесс продолжается, […] их численность будет увеличиваться. Численность наших сил специального назначения также будет увеличиваться. Мы, по крайней мере, удвоили ее и будем увеличивать».
Десятки человек задержаны на акции протеста против российской военной базы в Гюмри
Алиев также заявил, что в 2023 году Армения «наконец-то поймет, что мирный договор неизбежен», отметив, что он ожидал подписания соглашения к концу 2022 года.
«Чего ждет Армения? Наверное, она ждет каких-то геополитических изменений, может быть, чего-то, что ей кто-то пообещал. За последний год мы трижды показали, что никто не может встать перед нами, и мы добиваемся того, чего хотим, и никакой покровитель армян не может прийти им на помощь.
Визуальное наблюдение теперь позволяет нам предвидеть любую угрозу и предотвратить ее. Я верю, что Армения, которая уже трижды терпела такие военные и политические неудачи, поймет, что мирный договор неизбежен. Чем быстрее они это поймут и чем быстрее найдут в себе силы и волю согласиться на него, тем лучше будет для региона», — сказал Алиев.
Для удобства чтения OC Media не использует такие определения, как «де-факто», «непризнанный» или «частично признанный» при упоминании институтов или политических должностей в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не подразумевает позицию редакции в отношении их статуса.