«В чем и кто является главной причиной мухаджирства?». Поиск ответа на этот вопрос является главной линией 25-минутного документального фильма «Путь мухаджиров», снятого молодежной организацией «Амра».
Премьера фильма состоялась 8 февраля в кинотеатре «Амирани». Картина повествует об истории мухаджирства с сегодняшней перспективы. Главные герои фильма — молодые грузины и абхазы. Они путешествуют по Аджарии в поисках ответа на вопрос: «В чем и кто является главной причиной мухаджирства?».
Документальный фильм «Путь мухаджиров» рассматривает тот след, который оставило вынужденное переселение коренных жителей Кавказа на потомках мухаджиров. В фильме говорится о том, что потомки мухаджиров, проживающие в Аджарии, знают о своем происхождении и передают эти знания следующим поколениям.
Фильм показывает обществу, как мухаджиры пережили переселение, и что являлось реальной причиной этого процесса. Герои фильма отправляются в Аджарию, туда, где обосновались потомки абхазаких мухаджиров. Пока Даур Буава, Милена Ажиба и Нино Папава получают ответы на свои вопросы от прямых потомков абхазских эмигрантов, Михаил Кваташидзе посещает единственную в Аджарии школу, где детей обучают абхазскому языку. Тем временем Шмаги Самхарадзе беседует с профессором, доктором исторических наук Бежаном Хорава, который рассказывает о Кавказской войне и переселении мухаджиров.
«Я думаю, в этом фильме есть три основных послания. Первое — историю надо помнить. Второе — абхазский язык в Грузии не преследуется, напротив, есть школа, где он преподается. И третье — будущее поколение, молодежь, они за примирение. Тому пример Даур Буава, Милена Ажиба, Нино Папава. То есть будущее в единстве», — говорит один из героев фильма Шмаги Самхарадзе.
По его словам, детали, которые происходили во время Кавказской войны для него символичны.
«Потому что то, что мы видим сегодня в Украине, в регионе… Я думаю, ключ как раз-таки в том, чтобы понять, с чего это все начиналось и чем это должно завершиться. Я, как грузин, хочу жить в стране, которая едина, свободна, и которой третья страна не мешает идти вперед. Для меня этот вопрос самый важный в этом процессе», — говорит Самхарадзе.