Европейский суд по правам человека опубликовал решение по делу «Очигава против Грузии», признав, что бывший заключенный Глданской тюрьмы №8 Акакий Очигава подвергался пыткам со стороны сотрудников пенитенциарной службы.
Процесс касался предполагаемого нарушения статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и предполагаемого жестокого обращения с истцом, которое, как отмечают в Страсбурге, возможно, носило в тюрьме Глдани систематический характер. Кроме того, ЕСПЧ рассматривал вопрос о неспособности компетентных национальных органов провести эффективное расследование.
В сообщении Суда отмечается, что гражданин Грузии Акакий Очигава 1966 года рождения 2 июня 2011 года был задержан по подозрению в совершении ограбления, за которое он впоследствии был осужден. Во время поступления в тюрьму врач осмотрел истца, отметив в его медицинской карте, что тот не имеет травм и заболеваний, находится в хорошем состоянии здоровья.
ЕСПЧ также напоминает, что в сентябре 2012 года в Грузии разразился т. н. «тюремный скандал» – в СМИ были распространены кадры неоднократных актов жестокого обращения с заключенными в различных пенитенциарных учреждениях, в том числе в Глданской тюрьме.
5 ноября того же года представители Аппарата Народного защитника Грузии, встретившись с Очигава, подали заявление о возбуждении уголовного дела в Генеральную прокуратуру от его имени. Они просили начать расследование по факту жестокого обращения. Истец покинул пенитенциарное учреждение 17 января 2014 года.
Согласно показаниям бывшего заключенного, в период с июня 2011-го по август 2012 года он неоднократно подвергался жестокому обращению со стороны 11-ти установленных сотрудников тюрьмы, некоторые из которые занимали руководящие должности.
В частности, как сообщается, персонал произвольно вводил различные ограничения и искал любой возможный предлог для избиения заключенных, чтобы утвердить свою власть и вселить в них страх. Заключенным не разрешалось спокойно разговаривать между собой – только шептаться. Днем запрещалось ложиться на кровати, можно было только сидеть. В дополнение к физическому насилию надзиратели также подвергали заключенных постоянным словесным оскорблениям и произвольно запрещали доступ в тюремный магазин. Также систематически отказывали им в праве на свидания с родными.
«Избиение вновь прибывших заключенных было обычной практикой в Глданской тюрьме – т. н. «процедура карантина». И истец не был исключением. Так, в день прибытия в Глданскую тюрьму он был так жестоко избит несколькими тюремными надзирателями и высокопоставленным тюремным надзирателем О. П., в результате чего, помимо множественных синяков, у него было выбито несколько передних зубов», — говорится в тексте на сайте ЕСПЧ.
Еще одной формой жестокого обращения, на которую заявитель ссылался в своих жалобах, было регулярное и произвольное помещение либо в одиночное заключение (карцер), либо в крошечную камеру (фукс) на несколько дней. Так заключенного наказывали за выражение даже незначительного протеста.
Сообщается также, что особо жестоким избиениям истец подвергся после того, как в ноябре 2011 года попытался направить жалобу на имя президента Грузии. В результате он получил серьезную травму позвоночника, потеряв способность ходить (впоследствии был признан инвалидом). После этого заключенный был переведен в медицинский блок, и начальник тюрьмы был обязан сообщить о травмах своему начальству. Следственное управление министерства исполнения наказаний начало внутреннее расследование. Однако следователь, прибывший в Глданскую тюрьму для получения показаний, якобы посоветовал пострадавшему сказать, что он упал с кровати.
«Поскольку истец изначально отказался подписывать такое заявление, следователь вызвал сотрудников колонии в комнату для допросов. Полицейские отвели заявителя в другую комнату и сломали ему большую часть пальцев, нанося удары по обеим рукам бейсбольной битой. После этого заявитель уступил требованиям следователя и подписал заявление».
Утверждается, что после этого Очигава вернули в камеру без оказания какой-либо медицинской помощи. Перевязать руки ему помогли сокамерники.
В результате Европейский суд единогласно постановил, что в отношении бывшего заключенного имело место нарушение как материально-правовых, так и процессуальных аспектов статьи 3 Конвенции о жестоком обращении, некоторые действия которого приравнивались к пыткам. Кроме того, было установлено, что имело место отсутствием эффективного уголовного расследования.
Государство-ответчик – Грузия – должно выплатить заявителю в течение трех месяцев с даты, когда решение Суда станет окончательным, 20 000 евро в качестве компенсации морального вреда плюс любой налог, который может быть установлен на эту сумму.