e53i2k9lxd5qhpl новости закон "О прозрачности иностранного влияния", парламент Грузии, Сила народа

В «Силе народа» утверждают, что их закон об иноагентах лучше американского и российского

Движение «Сила народа», основанное формально покинувшими правящую партию депутатами, выступило с заявлением, касающимся инициированного ими проекта закона «О прозрачности иностранного влияния». Напомним, сегодня он выносится на заседание бюро парламента Грузии.

Аффилированные с правительством депутаты отметили, что предложенный ими законопроект значительно мягче своего американского аналога.

«За последние несколько дней законопроект о прозрачности иностранного влияния стал объектом необоснованной критики со стороны некоторых субъектов. Наш законопроект сравнивается с американским и российским аналогами, что для нас категорически неприемлемо», — сказано в заявлении.

Члены «Силы народа» утверждают, что разработанный ими законопроект «полностью отвечает всем правовыми нормами», чего нельзя сказать об американском или российском законах.

«В отличие от американского и российского законов, инициированный нами законопроект полностью совместимы с правовыми нормами, в том числе с точки зрения прав человека», — отметили депутаты.

В подкрепление к своим словам они привели несколько доводов. В частности, как отметили в движении, в американском, и в российском законодательстве используется «такой грубый термин», как «иностранный агент». Он, по мнению авторов заявления, несет в себе риск стигматизации. Грузинский проект, в свою очередь, «устанавливает не грубый, а адекватный термин» — «агент иностранного влияния».

Также заявители отмечают, что грузинский законопроект исключает наделение физического лица упомянутой дефиницией.

«По американскому законодательству идентификация субъекта как агента иностранного влияния зависит от субъективного суждения государственных органов, что создает серьезную угрозу произвола. Кроме того, правительство США может зарегистрировать любое лицо в качестве иностранного агента, даже если оно получает от иностранной державы всего один цент. В отличие от американского законодательства, которое в этом отношении не совместимо даже со стандартами прав человека, наш законопроект устанавливает четкие и не поддающиеся манипулированию критерии идентификации агента иностранного влияния. В частности, в качестве агента иностранного влияния регистрируется некоммерческое юридическое лицо, получающее более 20 процентов своего финансирования из иностранных источников».

В качестве еще одного довода в пользу того, что грузинский закон лучше американского, приводится тот факт, что первый «предусматривает минимальный стандарт прозрачности и обязывает агентов иностранного влияния подавать лишь ежегодную финансовую декларацию».

Также отмечается, что грузинский проект не предполагает уголовной ответственности в случае нарушения, в отличии от американского аналога.

«В нашем законопроекте соответствующее правонарушение рассматривается только как административное правонарушение и за его совершение предусмотрен только административный штраф. Кроме того, размер штрафов значительно меньше, чем штрафы, установленные американским законодательством», — отмечают депутаты.

Любые сравнения проекта с российским законом в «Силе народа» назвали «позорной спекуляцией, о которой хорошо осведомлены недоброжелатели Грузии».

По словам депутатов, действующие в Грузии неправительственные организации пытаются представить свой законопроект так, будто он заведомо направлен против западного финансирования.

На заседание бюро парламента Грузии выносится законопроект об иноагентах

Отметим, что американский Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят в 1938 году. Он требует, чтобы иностранные агенты в США, представляющие интересы иностранных держав в «политическом или квазиполитическом качестве», раскрывали свои отношения с иностранным правительством и информацию о соответствующей деятельности и финансах. Согласно FARA, лицо может быть признано агентом иностранного принципала, если его деятельность финансируется или субсидируется из-за рубежа целиком или по большей части.

В России Законом об иноагентах называют поправки к Закону о некоммерческих организациях. Они были приняты в 2012 году. В соответствии с ними статусом «иностранного агента» наделяют российские некоммерческие организации (НКО), получающие «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства». При этом, Закон не распространяется, к примеру, на госкорпорации и госкомпании, а также на созданные ими НКО.

Упомянутый Недом Прайсом венгерский закон об иностранных агентах был принят правящей партией страны в 2017 году. Согласно Акту некоммерческие организации, получающие из-за рубежа пожертвования размером больше 7,2 млн форинтов (около 21 тыс. евро по нынешнему курсу) в год, должны зарегистрироваться в качестве «организаций, получающих финансирование из-за рубежа» и публично отчитываться о всех пожертвованиях больше 1400 евро. В 2020 году Высший судебный орган Евросоюза постановил, что венгерский закон о некоммерческих организациях – «иностранных агентах» не соответствует принципам ЕС и должен быть отменен.

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => новости