Эскалация 7 марта
Внезапное инициирование слушаний закона об иноагентах и его утверждение в первом чтении, вывело на улицы тысячи недовольных жителей грузинской столицы. Первоначально рассмотрение было назначено на 9 марта.
Протестующие выражали свое недовольство у парламента с девяти утра и уже было разошлись по домам, когда оппозиционные депутаты забили тревогу. «Грузинская мечта» воспользовалась затишьем и решила продавить закон несмотря ни на что.
Не успела весть разлететься по СМИ, как к зданию парламента начали прибывать недовольные граждане всех возрастов и политических убеждений. Так было и на акции в поддержку Украины и европейского будущего Грузии в 2022-м. Но в этот раз накал оказался в разы больше.
С трибун звучало: «Нет русскому закону!», «Рабы!». После заявлений, сделанных в том числе и оппозиционными лидерами, недовольные граждане отправились на переговоры с представителями спецназа, стянутого к зданию парламента. Вскоре после этого, примерно в 21:30 по Тбилиси, начались первые стычки.
Полиция использовала водометы и слезоточивый газ, протестующие бросали в полицейских коктейли Молотова, камни и другие подручные предметы.
После первой попытки разгона митинга полиция временно отступила, а манифестанты смогли прорвать заграждение на подступе к законодательному органу и оказаться у центрального входа во двор парламента. Полицейские ответили на это водометами и шашками со слезоточивым газом.
Пока происходили столкновения, протестующих в публичном обращении поддержала президент Грузии Саломе Зурабишвили. Она находится с визитом в США, но в связи с событиями в Тбилиси, отменила все мероприятия. Зурабишвили пообещала наложить вето на закон об «иноагентах» в случае его принятия. Этот шаг имеет важный политический смысл, но на практике, вето президента в парламентской республике, коей является Грузия, легко преодолеть простым большинством.
Около 1:30 ночи по Тбилиси, прибывшие полицейские подкрепления вытеснили протестующих с проспекта Руставели перед парламентом.
Чем грозит принятие закона об иноагентах Грузии
Представители оппозиции часто говорят о некой «российской методичке», которой руководствуются власти Грузии. Но 7 марта об этом открыто заявила президент. Закон, который «возник из неоткуда, если только не под диктовку Москвы», нужно упразднить, заявила Зурабишвили.
«Все, кто сегодня поддерживает этот закон, все, кто сегодня проголосовал за него, нарушают Конституцию, все они отдаляют нас от Европы».
Угроза европейскому будущему страны в случае принятия инициированных законопроектов «О прозрачности иностранного влияния» и «О регистрации иностранных агентов» – один из главных аргументов демонстрантов, скандирующих «Нет российскому закону!». Поскольку его инициирование осуществляется в важный момент, когда Грузия ждет исторического решения – статуса страны-кандидата в члены ЕС. Но оба законопроекта противоречат двум пунктам из 12, которые страна должна выполнить для получения этого статуса: проведение реформ для обеспечения свободной медиа среды и обеспечение участия общественности на всех уровнях принятия решений.
Тем временем люди, от которых в том числе зависит это историческое решение, твердят в унисон: наличие подобного закона в Грузии несовместимо с ценностями Евросоюза. В Офисе Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля заявил: принятый парламентом в первом чтении закон об иноагентах «может иметь серьезные последствия для отношений Грузии-ЕС».
«Грузия — это Европа»: заявления европейских политиков о протестах в стране
Серьезные последствия могут быть и для отдельных представителей власти. По словам пресс-спикера Госдепа США Неда Прайса, протестующим должно быть позволено свободно выражать свои права, разгон мирной демонстрации будет иметь определенные последствия.
«У нас есть ряд инструментов, которые позволяют привлечь к ответственности любого в любой стране за вмешательство в реализацию того, что является универсальным правом человека», – заявил представитель Госдепа.
«Я из России и это то, от чего я бежал. Боритесь!», – гласит надпись на одном из плакатов во время мирной демонстрации на проспекте Руставели. Эмигрировавшие в Грузию россияне на фоне происходящего в столице испытывают дежавю: «Мы снова живем в стране, где есть много кофеен с фильтром, задержания на митингах и закон об иноагентах». В развороте курса на север правящую «Грузинскую мечту» оппозиционеры обвиняют давно, но особо остро эта тема стала звучать с начала полномасштабной войны в Украине. Когда власти отказались присоединяться к санкциям против России и активно выступали с критикой своих западных партнеров. Но поддержка инициированного формально отделившимися от «Мечты» депутатами, представляющими откровенно антизападное политическое движение «Сила народа», российского аналога законопроекта «об иноагентах», для многих стала определительной чертой: власти Грузии берут уроки у Кремля.
Определенные инструменты для подавления гражданского голоса применили и власти Грузии. Их они использовали еще в 2019 году, во время «ночи Гаврилова». Водометы, перцовый и слезоточивый газ – все то, что ночью седьмого марта было применено для разгона демонстрантов, вышедших против принятия российского аналога закона. Есть пострадавшие. По информации МВД Грузии, минувшей ночью на акции на проспекте Руставели были задержаны 66 человек. Среди них – лидер оппозиционной партии «Гирчи – больше свободы» Зураб Джапаридзе. По словам очевидцев, представители правопорядка избили его дубинками. В результате разгона травмы получили десятки человек.
Все наблюдатели в один голос твердят – в отношении мирных демонстрантов была применена непропорциональная сила. Однако в МВД утверждают: они были вынуждены «последовательно применять пропорциональную силу и специальные средства принуждения» в целях восстановления общественного порядка.
Как все началось
На протяжении нескольких недель представители грузинского неправительственного сектора, медиасферы и просто недовольные граждане выходили к зданию законодательного органа, чтобы сказать: «Нет российскому закону». Протесты проходили на фоне слушаний комитетов в парламенте. Шумно было как снаружи, так и внутри. В самом законодательном органе слушания по вопросам принятия законопроектов заканчивались словесным и даже физическими противостоянием между депутатами от «Грузинской мечты» и оппозиции. Градус недовольства не спадал и снаружи, протестный фон поддерживался на протяжении всего времени заседаний.
Так происходило и седьмого марта. С самого утра, когда у заднего входа в парламент собрались недовольные граждане. Традиционно с грузинской и европейской символикой, свистками и плакатами «Нет российскому закону». На акции присутствовали по большей части потенциальные «иностранные агенты» – журналисты, представители НПО, деятели культуры, науки, исследователи, студенты и др.
Спустя пять минут после объявления о завершении акции и возобновлении ее в день назначенного на 9 марта пленарного заседания, члены правящего большинства решились на трюк. Воспользовавшись отсутствием в парламенте оппозиционного большинства – «Единого Национального движения» и протестующих снаружи, они внепланово и в ускоренном режиме начали пленарное заседание по рассмотрению законопроекта «О прозрачности иностранного влияния». Внезапный поворот моментально вызвал ответную реакцию и вернул тысячи людей на исходные протестные позиции. Уже к вечеру акция переместилась к проспекту Руставели.
После объявления результатов голосования и принятии в первом чтении законопроекта, участники акции направились к мобилизованному к тому времени у всех входов в парламент спецназу, чтобы объяснить им, «что они стоят на темной стороне истории». Именно с этого момента начались столкновения мирных демонстрантов с полицией. В результате правоохранители стали использовать водометы и слезоточивый газ. Протестующие в свою очередь стали бросать в сторону полицейских коктейли Молотова и подручные предметы.
Несмотря на силовой метод разгона акции, ее участники не покидали территорию проспекта Руставели. В какой-то момент некоторым из них удалось снести железные заграждения на подступе к центральному входу в парламент и добраться до ворот законодательного органа. Однако и там митингующих встретило сопротивление сконцентрированного внутри двора спецназа. Уже к поздней ночи демонстрация была разогнана.
Единение против
Такого единодушного протеста, как в случае с принятием в Грузии закона об иноагентах, в стране, кажется, не было давно. Привыкшие к частым заявлениям политиков и представителей неправительственного сектора власти, на этот раз столкнулись с активной критикой представителей творческого и спортивного сообщества. Параллельно силовому разгону, в социальных сетях буквально начался флешмоб успешных грузинских спортсменов по всему миру с единственным посылом о без альтернативности европейского будущего страны.
«Будущее Грузии в Европе». Грузинские спортсмены выступают против российского закона
Слова, произнесенные 20 лет назад председателем парламента Грузии Зурабом Жвания, ознаменовавшие вступление страны в Совет Европы, сегодня вновь приобрели актуальность. «Я грузин, а значит, я европеец» – эта фраза подытоживает статусы в соцсетях практически каждого третьего гражданина Грузии. Несмотря на принимаемые правящим большинством решения, грузинское гражданское общество просит обратить внимание на ставшую уже символом европейских устремлений Грузии, гордо машущую под прицелом водомета флагом Евросоюза женщину: «Европа, видела ли ты, чтобы кто-либо так жадно держал в руках флаг Евросоюза?!».