12 марта 2003 года премьер-министра Сербии застрелили средь бела дня прямо напротив здания правительства.
Джинджич, уже состоявшийся и давний лидер оппозиции, был избран на пост премьер-министра после того, как он тремя годами раньше помог свергнуть автократию Слободана Милошевича.
Милошевич управлял страной в течение 1990-х годов, проводя националистическую политику. После распада Югославии он вовлек страну в войны с Хорватией, Боснией, Словенией и Косово.
- Сербия и Косово: соглашение об отношениях обнародовано, но не подписано. Что дальше?
- Эскалация в Косово: Сербия привела войска в полную боевую готовность
- Пациент без языка. Как уехавшие в Сербию россияне пытаются получить доступ к легальному рынку медуслуг
«Говорят, в Америке каждый помнит, где он находился, когда убили Джона Кеннеди. Я думаю в Сербии с Джинджичем — то же самое», — говорит бывший министр в правительства Джинджича Гордана Маткович.
Джинджич, в которого дважды выстрелил снайпер, попав в живот и спину, скончался в местной больнице.
Чтобы попрощаться с убитым премьером, на улицы Белграда вышли десятки тысяч человек.
«Самое важное, что показал нам Джинджич — это то, что перемены возможны», — говорит Маткович.
Чем был важен Джинджич?
«Зоран Джинджич был олицетворением модернизации Сербии и разрыва с режимом Слободана Милошевича», — говорит историк из Института философии и социальной теории в Белграде Петар Жаркович.
За три года до убийства Джинджич был в авангарде оппозиции, проводившей демонстрации против Слободана Милошевича. Сотни тысяч человек выходили на акции протеста после того, как политика Милошевича привела к бомбежке Сербии авиацией НАТО в 1999 году.
Став премьер-министром, он начал реформы и приказал арестовать Милошевича и отправить его на международный трибунал в Гаагу.
В стране, разрушенной войнами 90-х, Джинджич столкнулся со сложнейшей экономической ситуацией. Он поддерживал рыночные реформы и пытался добиться большей интеграции с Западом.
«Он считал, что спор о Косово должен быть разрешен как можно скорее», — говорит исследователь из Белградского центра политики безопасности Вук Вуксанович.
Спустя двадцать лет после смерти Джинджича отношения между Сербией и Косово, в одностороннем порядке провозгласившим свою независимость в 2008 году, все еще напряжены.
И хотя Сербия подала заявку на вступление в Евросоюз в 2009 году, она до сих пор остается лишь кандидатом в члены ЕС.
Тем временем Запад обеспокоен выросшим за последние годы влиянием России в стране.
Сербия осудила нападение России на Украину, но пока не ввела санкции против России, которую считает «традиционным союзником».
Двойная трагедия
«Джинджич был редким для Балкан политиком. Он верил в модернизацию», — говорит Вуксанович.
Именно из-за желания Джинджича проводить реформы его сравнивали с Кеннеди, считает историк.
«Поэтому и проводят эту аналогию с фигурами реформаторов, такими как президент Кеннеди, хотя исторические аналогии и параллели иногда бывают раздутыми», — говорит он.
Похожими были и смерти Джинджича и Кеннеди — 35-го президента США тоже застрелил снайпер в автомобиле, когда он проезжал по Далласу в ноябре 1963 года.
«Оба политика были молоды, оба принесли новый импульс, и оба хотели реформ. Кеннеди хотел реформировать республиканскую администрацию, а Джинджич — наследие Милошевича», — считает историк Жаркович.
Есть, по его мнению, сходство и в убийствах двух президентов.
«Оба убийства можно считать эпилогом к внутренним политическим и культурным конфликтам, которые привели к эскалации насилия», — говорит он.
Кроме того, Джинджич и Кеннеди оставили о себе похожую память.
Жаркович говорит, что вокруг фигур обоих политиков после гибели появилась некая «мистическая аура» — и в Сербии, и в США многие размышляют над тем, что было бы, если бы убийства президента-реформатора не случилось.
«Возможно обострился бы конфликт во Вьетнаме, а в случае Джинджича, может быть, реформы в Сербии шли бы быстрее — но все это спекуляции», — говорит он.
Кто убил Джинджича?
В 2007 году виновными в причастности к убийству Зорана Джинджича были признаны 12 человек, суд над ними длился три с половиной года.
Некоторые из них были бывшими членами расформированного военизированного подразделения полиции, так называемых «красных беретов».
«Это значит, что какие-то старые структуры, особенно структуры безопасности, пережили смену режима в 2000-м году», — говорит Вусканович.
По мнению следствия, целью группы было восстановить правительство, похожее на режим Милошевича. Они считали, что убийство Джинджича этому поможет.
Но кто заказал убийство — до сих пор неизвестно.