Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
В пятницу Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордера на арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, заявив, что они могут нести ответственность за незаконную депортацию украинских детей.
Львову-Белову МУС подозревает в том же преступлении, что и Путина: незаконной депортации населения (детей) и незаконном перемещении населения (детей) с оккупированных территорий Украины в Российскую Федерацию.
«Есть разумные основания считать, что госпожа Львова-Белова несет персональную ответственность за вышеупомянутые преступления, совершив эти деяния непосредственно, совместно с другими лицами и/или через действия других лиц», — говорится в сообщении суда.
Сама Львова-Белова заявила, что воспринимает решение МУС как положительную оценку своей работы.
«Здорово, что международное сообщество оценило ту работу по помощи детям нашей страны, что мы не оставляем их в зоне военных действий, что мы вывозим их, что создаем для них хорошие условия, окружаем их любящими заботливыми людьми. Были санкции всех стран, даже Японии, в отношении меня, сейчас ордер на арест, интересно, что будет дальше», — сказала она в комментарии RTVI.
Что известно о чиновнице, которая, по мнению судей МУС, должна быть арестована вместе с российским президентом?
Ответственная за «эвакуацию» и «интеграцию»
Мария Львова-Белова была назначена уполномоченной по правам ребенка в конце 2021 года. До этого она представляла в Совете Федерации Пензенскую область и была одним из руководителей пензенского отделения «Общероссийского народного фронта» (движения, созданного Путиным). На посту детского омбудсмена она сменила Анну Кузнецову, которая перешла на работу в Госдуму.
Биографии Львовой-Беловой и Кузнецовой очень похожи: они обе родились в Пензе и там же начали карьеру, обе замужем за священниками и обе усыновляли приемных детей.
У 38-летней Львовой-Беловой пятеро кровных детей и еще несколько приемных. Кроме того, под опекой у омбудсмена 13 детей с инвалидностью. Об этом она рассказывала Путину после своего назначения.
С февраля 2022 года, когда Россия напала на Украину, Львова-Белова отвечает за вывоз украинских детей с оккупированных территорий и их «интеграцию» в России. С самого начала она была публичным лицом, спикером и организатором этих процессов.
Сама омбудсмен всегда называла это «эвакуацией» и объясняла заботой об интересах детей, однако украинские власти неоднократно заявляли, что с точки зрения международного права эти действия классифицируются как депортация и геноцид.
Летом 2022 года Львова-Белова рассказала, что сама усыновила ребенка из захваченного российскими войсками Мариуполя. Она регулярно выкладывает фотографии подростка в своих соцсетях, и про эту историю даже сняли пропагандистский фильм для телеканала «Царьград».
Мальчика зовут Филипп Головня, ему 15 лет, возможно, он сирота — в СМИ упоминалось, что последний раз со своей матерью он общался в свои 11 лет, но деталей и независимых подтверждений этому факту нет.
Филиппа вместе с группой детей из Мариуполя весной 2022 года вывезли сначала в Донецк, а затем в санаторий в Подмосковье, где его и встретила уполномоченная по правам детей.
«Я просто поняла, что он мой», — вспоминала она позже в интервью.
Филиппу, по утверждению Львовой-Беловой, в России нравится, однако некоторые украинские дети, с ее же слов, эти чувства не разделяли. Они «негативно отзывались о президенте [Путине], говорили всякие гадости, пели гимн Украины, [говорили] «Слава Украине» и все такое», рассказывала она в сентябре, выступая в Общественной палате России.
Однако после попадания под опеку в российские семьи, как утверждает Львова-Белова, этот «некий негатив» трансформировался «в любовь к России».
«Мы начали спрашивать ребят: «Вот вы говорите, Россия плохая. Ну хорошо, пусть Россия будет плохая, у вас есть возможность сейчас вернуться. Никто из детей не захотел возвращаться, все сказали: «Нам здесь очень хорошо», — пересказывала Белова.
Изначально омбудсмен заявляла, что применительно к опеке «речь идет не о «боевых сиротах», у которых погибли родители и есть вероятность найти их родственников, а о детях, которые уже долгое время находятся в учреждениях со статусом сирот».
Однако затем сама же Белова говорила, что под опеку в России попали и около 30 детей, «найденных в подвалах» Мариуполя. Как минимум нескольких детей оттуда Украина пыталась вернуть, ссылаясь на то, что у них есть законные представители. Белова такие основания называла «какими-то непонятными».
Санкции против Львовой-Беловой за руководство процессом по вывозу украинских детей были введены Евросоюзом, Великобританией и США. За поддержку российской агрессии против Украины она также попала в санкционные списки Австралии, Канады и Японии.
В Киеве вывоз детей считают проявлением геноцида и целенаправленной политикой России по уничтожению Украины как государства и украинцев как нации.
«Похищая наших детей, Россия буквально ворует наше будущее», — заявлял генеральный прокурор Украины Андрей Костин.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы: