Site icon SOVA

Самые богатые грузинские судьи: в чем провинились антигерои «черного списка» США

konji youtube.00 13 09 14.still076 SOVA-блог featured, Грузия-США

5 апреля председатель Тбилисского апелляционного суда Михаил Чинчаладзе, его заместитель Ираклий Шенгелия, его предшественник Валериан Церцвадзе и член Высшего совета юстиции Леван Мурусидзе узнали, что им и членам их семей в США больше не рады. Вашингтон применил в отношении Грузии тот же механизм, что он применял в случае таких стран, как Россия, Иран, Северная Корея, Китай, Сальвадор и Филиппины.

«Клан»

Уже много лет ведутся разговоры о том, что в Грузии существует группа избранных судей, которые являются одной из главных опор действующей власти. Шантажом, давлением, угрозами эти люди делают жизнь всех остальных судей невыносимой, а демократическое развитие Грузии – невозможным.

Поговаривают, что на каждого из них у «Мечты» есть компромат. О происходящем в мире судей рассказывают мрачные истории. К примеру, по словам бывшего председателя «Ассоциации молодых юристов Грузии» Кахи Кожоридзе, на одного судью, который был назначен на резонансное дело, давили так, что тот намеревался совершить публичное самоубийство у Верховного суда. Считается, что кланом заправляют попавшие в американский черный список Михаил Чинчаладзе и Леван Мурусидзе. Первое упоминание о т.н. клане в американских отчетах появилось в 2018-м году.

Из открытого письма бывшего судьи Верховного суда Бесариона Алавидзе Бидзине Иванишвили: «Искренне, со всей ответственностью скажу, что люди, которым вы оказали доверие, объясняли судьям, в том числе и мне, о «новом подчинении» – мол, мы должны служить всем правителям, которые придут в составе большинства, так было во время «Нацдвижения», так надо сейчас и так будет с теми, кто придет [во власть] в будущем».

Самые важные дела распределяются между членами клана, они диктуют другим судьям, какое решение нужно принять, а потом получают за это определенную выгоду. За десятилетия служения власти эти люди завладели огромными богатствами, что в очередной раз указывает на коррупцию.

Коррупция

На зарплату судьи Валериан Церцвадзе, например, смог отстроить себе дом в «поселке миллионеров» в Тбилиси. На эту же зарплату он открыл прибыльный бизнес по реализации продукции Apple и отстроил шикарную гостиницу «Шуа Гули». Собственно этот же оклад позволил ему отвезти супругу рожать в США. У дочери Церцвадзе американское гражданство.

В шикарном доме недалеко от древней столицы Грузии, города Мцхета, живет Леван Мурусидзе, признанный «лидером мафиозного правления судом». Живет вместе с неофициальной женой, которую усердно скрывает, потому большую часть имущества оформляет на нее, чтобы не указывать в декларации. За два года супруга Мурусидзе Лела Чания, занимающая небольшую должность в судебной системе, умудрилась без ипотеки и кредита купить недвижимость в Тбилиси и Батуми почти на 170 тысяч долларов. А экономила бы на обуви, купила бы еще одну, журналисты подсчитали стоимость туфелек обычной госслужащей.

На фешенебельную виллу в поселке Сагурамо после работы возвращается самый загадочный представитель клана, его лидер Михаил Чинчаладзе. Он в принципе может и не ехать так далеко, ведь в центре Тбилиси судью ждет квартира площадью 146 квадратных метров, согласно декларации подаренная в 2006-м. А в случае пробок, он может остаться в одной из двух квартир в старом Тбилиси, оформленных на престарелую одинокую тетю.

Согласно декларации за 2022-й, за еще одним подсанкционным судьей Ираклием Шенгелия, числятся две квартиры в Тбилиси площадью 117 и 169 квадратных метров и парковочное место. За прошлый год в Апелляционном суде Шенгелия заработал более 32 тысяч долларов, отложил всего пять тысяч. Это его официальное имущество, указанное в декларации. Шенгелия также яркий пример царящего в судебной системе непотизма и кумовства. Он привел работать в суд жену, сестру и племянницу.

Реакции

На новость о санкциях пожизненный судья Леван Мурусидзе изначально отреагировал по-философски, сказав, что раз его дед никогда туда не ездил, то и он переживет. А потом Мурусидзе понесло да так, что он предположил: Америка может решиться на его ликвидацию.

Ираклий Шенгелия был более резок, сказав, что ему и его семье нечего делать в стране, где детям с 6 лет меняют пол, Чинчаладзе новость не прокомментировал, а Церцвадзе отметил, что решение Вашингтона было принято на основании неверной информации.

Но вот что мы точно узнали, судьи – народ солидарный, особенно те, кто состоит в клане. Было запущено нечто вроде «судейского #metoo». Например, судья Дмитрий Гвритишвили задался вопросом: «Что сделал Мурусидзе такого, чего не делал он сам?». А судья Верховного суда Ладо Какабадзе обратился прямо к Госсекретарю со словами: «Господин Блинкен, вы давно перестали травить женщин и детей химическим оружием во Вьетнаме?! Надеюсь, вы меня тоже санкционируете!!!».

Очень красноречиво отреагировал музыкант и антилиберал Георгий Гачечиладзе, выступающий под псевдонимом Уцноби. Ну для начала он сказал, что является счастливым обладателем 10-летней американской визы, а потом добавил, что вырвет ее из паспорта, потому что такая Америка ему не нужна. Насколько Гачечиладзе в принципе нужен Америке даже говорить, наверное, не стоит.

Политика

В нормальной демократии спасение судей было бы делом рук самих судей. Но вот в Грузии новость о санкциях близко к сердцу приняли и исполнительная и законодательная власти. Генсек правящей партии Каха Каладзе казал, что санкциями его не напугать, председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе, что Госсекретаря «замарали таким заявлением».

Официальный Тбилиси перезапустил свою шарманку, которая вновь и вновь проигрывает старую мелодию о том, что Вашингтон вмешивается в систему правосудия, за санкциями стоят коррупционные схемы «Партии глобальной войны», а все это связано с желанием украинизации Грузии и открытия второго фронта.

«Следует отметить, что в период прежней власти главные создатели и архитекторы судебной уголовной системы – Михаил Саакашвили и Зураб Адеишвили – не подвергались санкциям ни одной страны. Более того, к сожалению, они пользовались конкретными гарантиями неприкосновенности или пользуются до сих пор. <…> Элитарная коррупция включала как судебную, так и другие сферы, а правительство совершало системные преступления», — написал глава МИД Грузии Илья Дарчиашвили Госсекретарю США Энтони Блинкену.

Не стоит сбрасывать со счетов, что «Мечта» унаследовала Чинчаладзе, Мурусидзе, Шенгелия и Церцвадзе от «Единого национального движения». Мурусидзе, например, принимал решение по такому резонансному кейсу, как дело об убийстве 28-летнего банковского сотрудника Сандро Гиргвлиани. А Чинчаладзе вообще получил из рук третьего президента «Орден чести» за службу.

«Суд был превращен в подразделение прокуратуры и еще одно звено репрессивной машины авторитарного режима» напоминает Госдепу представитель партии, отправившей в тюрьму гендиректора оппозиционного телеканала только за то, что тот пользовался служебным автомобилем.

Сегодня власти пытаются представить все так, будто Вашингтон выдумывает небылицы про «Грузинскую мечту». На самом деле уже более четверти века, с 1996-го, США ежегодно публикуют отчеты о правах человека в Грузии, в каждом из них говорится о проблемах судебной системы. Партию президента Саакашвили много лет критиковали точно так же, как сегодня критикуют партию Иванишвили.

Что будет?

Оппозиция и неправительственный сектор Грузии уверены: санкции судьям – предупреждение олигарху Иванишвили, следующий шаг – ограничительные меры в отношении лидеров власти, возвращающих Грузию на российскую орбиту.

В качестве примера критики «Мечты» приводят Молдову. Первым гражданином этой страны, включенным в санкционный список США, был бывший лидер Демократической партии, богатейший человек Владимир Плахотнюк. В 2020-м он и его семья лишились права на получение виз на въезд в США. А два года спустя американские санкции распространились на других олигархов, связанных с Россией.

Так что вполне обосновано ожидание, что в американском «черном списке» вскоре окажутся и грузинские прокуроры, и грузинские бизнесмены, и депутаты парламента. Всем, и в первую очередь защитникам правящей партии, придется решать, готовы и хотят ли они отвечать за своего хозяина.

 

 

Exit mobile version