72% опрошенных грузин разделяют страх стать «следующей Украиной» в случае победы Москвы, говорят результаты опроса глобальной исследовательской группы ACT. Но ситуация на украинском фронте разворачивается не в пользу РФ, поскольку даже с учетом 300 тысяч мобилизованных резервистов, «военнослужащих в российской армии не хватит для прорыва и захвата новых территорий», пишет Белорусский расследовательский центр. Старший научный сотрудник Института исследований внешней политики Роб Ли полагает, что живой силы хватит только на поддержание боевых действий и удержание оккупированных территорий. А польский генерал Роман Полько в интервью Радио Свобода и вовсе заявил, что российской армии больше, чем на одну-единственную цель даже внутри Украины, просто не хватит.
Риски, впрочем, могут возрасти, даже если российский режим потерпит в Украине крах, говорят наблюдатели. Ведь Кремль может попытаться восстановить свой подпорченный имидж, продолжив авантюрную внешнюю политику в отношении Тбилиси.
В самой Грузии своей главной целью после 24 февраля провозгласили сохранение мира и невтягивание страны в войну против России. Нарратив о желании неких сил на Западе и «радикальной оппозиции» открыть «второй фронт» стал самым озвучиваемым правящей «Грузинской мечтой» за последний год. Власти стали делать все, чтобы этого, согласно их логике, не случилось: отказались присоединяться к антироссийским санкциям, не стали передавать Киеву оружие, стали открыто критиков и даже оскорблять украинское руководство.
Лаша Дзебисашвили: «Отсутствие сил России на Южном Кавказе – результат войны в Украине»
«2022 год показал, насколько непредсказуемой может быть внешняя политика России. А бурная реакция Москвы на мартовские протесты напомнила, что Грузия по-прежнему уязвима для российских угроз – не меньше, чем Украина», – пишет журналист Александр Атасунцев из «Центра Карнеги».
В связи с проходившими в Тбилиси акциями против принятия аналога российского закона об иноагентах в Кремле действительно выразили «обеспокоенность». Пресс-спикер президента РФ Дмитрий Песков заявил о важности для Москвы «спокойствия на периметре российских границ». А пропагандистка Маргарита Симоньян открыто пригрозила Грузии повторением 2008-го:
«Весь этот шухер нужен исключительно для открытия второго фронта для нас. В случае повторения августа 2008-го, с Грузией никто цацкаться не будет и войска туда посылать не будет, а просто шарахнут сразу по Тбилиси, особо не разбирая».
По словам Атасунцева, страх перед Москвой рационален и подкрепляется ответными действиями Кремля на проводимую руководством других стран неугодную Кремлю политику.
«Каждый раз, когда грузинский лидер проводил слишком прозападный курс, отношения с Москвой портились, и это заканчивалось либо тем, что Россия начинала поддерживать сепаратистов, либо сама вступала в войну. И, что важно, каждый раз Грузия оставалась с Россией один на один», – пишет он.
Нынешнее правительство Грузии, не желавшее повторять опыт предшественников во главе с Саакашвили, придя к власти в 2012 году, избрало политику т. н. нераздражения Москвы. «Мечта» заявила, что не хочет видеть страну яблоком раздора в отношениях между Россией и Западом. Спустя пару месяцев после вступления в должность основатель партии, олигарх Бидзина Иванишвили заявил: «Я не думаю и не могу поверить, что стратегия России заключается в оккупации территорий соседних стран».
При этом в 2012-м многие в действиях «Грузинской мечты» видели определенную логику. Заигрывания с Кремлем в стране, только оправившейся от войны 2008 года, можно было объяснить желанием сохранять осторожность рядом с агрессивным соседом. Но риторика правительства, выбранная после широкомасштабного российского вторжения в Украину, показала: власти руководствуются скорее желанием изменить внешнеполитический курс Грузии.
За последние несколько лет правящая партия предприняла ряд шагов, которые отдалили страну от Запада и, кажется, стали переводить ее в сферу влияния России. В результате в июне 2023 года Тбилиси – некогда региональный лидер по евроинтеграции – в отличие от Киева и Кишинева не получил статус кандидата на вступление в ЕС. Для дальнейшего сближения Брюссель выдвинул ряд условий, среди которых – деолигархизация.
Ответственность за откат демократии и постепенную смену внешнеполитического вектора Грузии многие на Западе возлагают лично на олигарха Бидзину Иванишвили – миллиардера, заработавшего свое состояние в России. Еще в 2012 году ныне покойный Борис Березовский описал Иванишвили как человека, играющего «по правилам, установленным российским правительством».
Гиги Гигиадзе: Иванишвили может оказаться в новых санкционных списках
Очевидно, личностный фактор играет важную роль для Брюсселя, говорит корреспондент европейского офиса Радио Свобода Рикард Йозвиак.
«Зеленский почти как Бог во многих кругах в Брюсселе – люди настолько его уважают. Такое уважение они испытывают и к Майе Санду – она именно тот политик, который работает над тем, чтобы сблизить Молдову с ЕС. Когда я беседую с представителями ЕС, всегда чувствуется восхищение этими двумя лидерами. Я не хочу сказать, что они не восхищаются грузинскими лидерами, но, по крайней мере, они не упоминают их в одном предложении с этими двумя», – сказал он в беседе с SOVA.
Не упоминают грузинских лидеров вместе с украинскими и молдавскими с недавних пор и в Москве. Там только приветствуют антизападную риторику Тбилиси, его критику в адрес Киева и готовность налаживать отношения с Россией. За свою жесткую речь грузинский премьер даже удостоился похвалы от пропагандиста Владимира Соловьева. Тот сказал, что Ираклий Гарибашвили – «мужик с яйцами». Глава МИД РФ Сергей Лавров похвалил власти Грузии за сопротивление «давлению со стороны Запада». Он назвал «мужеством» то, что правительство такой небольшой страны «руководствуется своими интересами», добавив, что такое поведение вызывает уважение.
Тем временем, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, связи между Грузией и Россией развиваются, прежде всего – в торгово-экономической сфере. Это в одном из своих последних интервью подчеркнул замминистра иностранных дел России Михаил Галузин. Товарооборот между странами в 2022 году действительно вырос более чем на 50%, составив почти 25 млрд долларов. Это стало большим достижением, заявил грузинский премьер Гарибашвили.
Тимофей Дзядко: весь мир вводит санкции против России, Грузия наращивает сотрудничество
Но эксперты предупреждают: растущая экономическая зависимость Грузии от России представляет угрозу для Тбилиси, поскольку Москва уже неоднократно использовала торговые и энергетические рычаги для политического воздействия на соседей. Примером может служить 2006 год, когда из России была прервана подача природного газа и электроэнергии в Грузию, затем было введено эмбарго на поставки грузинской продукции в Россию. В конце того же года была организована массовая депортация граждан Грузии на родину.
«Война России против Украины, начавшаяся в конце февраля 2022 года, сделала мониторинг экономической зависимости Грузии от России еще более актуальным. Жесткие санкции, наложенные на Россию, сокращают ее экономику, что затрагивает и страны, имеющие тесные экономические отношения с Россией», – пишет НПО Transparency International – Georgia.
Экономическая и политическая нестабильность в Грузии в свое время была вызвана именно действиями Российской Федерации, отмечают эксперты. Сегодня Концепция национальной безопасности Грузии гласит: для безопасного развития страны критически важно открытое партнерство, свободная торговля со всеми странами и международными организациями. Но особенно – с Европейским Союзом и Соединенными Штатами. А Конституция прямо обязывает все ветви власти предпринять максимум усилий для обеспечения полной интеграции Грузии в ЕС и НАТО.