Закрепить законодательно необходимость знания государственного языка и наличия гражданства Грузии. Требование ввести регуляции в туристической сфере озвучили участники акции протеста у Национальной администрации туризма. Грузинские гиды говорят о настоящей экспансии иностранцев. И все бы ничего, если бы не повальное дилетантство, жалуются они. Экскурсоводы-гастарбайтеры как правило черпают информацию из сомнительных интернет-ресурсов и тиражируют мистификации советских времен.
Гид – это посол страны, который знакомит иностранцев с ее историей и культурой, заявили участники протеста.
«Сегодня же эту историю искажают приехавшие в Грузию экскурсоводы, что вредит имиджу страны. Она оказывается то провинцией Ирана, то – российской губернией. И об этом не слышат ни чиновники, ни представители туристических компаний Грузии. Об этом слышим мы, местные экскурсоводы».
Основатель Traffic Travel Цотне Джапаридзе в интервью BM.GE заявил, что из числа иностранцев, работающих в Грузии гидами, 99% – это граждане России. По его словам, они активнее других стали осваивать местный туристический рынок.
Майя работает гидом около семи лет. Она – фрилансер. И она – среди тех, кто периодически выходит на акции протеста. По словам Майи, главное не то, что иностранные гиды «отнимают у местных заработок», а то, что они «сознательно коверкают историю и рассказывают удобные им варианты».
«Мы во всю кричим, что это – проблема! В черновике нового принимаемого закона, который я видела, абсолютно ничего не сказано о том, что нас, гидов и туроператоров, будут хоть как-то защищать от нашествия иностранных гидов. Они черт знает что рассказывают. Например, про Мать Грузии, что на Нарикале. Говорят, мол, это царица Тамара. Не раз туристы мне доказывали, что им говорили, что это царица Тамара. Нам приходится сталкиваться с таким безобразием, с таким искажением нашей истории!».
«Ищу работу»: как «частичная» мобилизация в России повлияла на рынок труда в Грузии
По словам Майи, в одной из поездок девушка из группы рассказывала истории из предыдущих экскурсий, о которых сама гид никогда и не слышала.
«Она в итоге возмущалась, что я ей что-то не до конца рассказала. Потом мы поехали во Мцхету, в Светицховели, я все показала и рассказала. Она, округлив глаза, сказала, что несколько раз была здесь и ничего подобного не слышала. Хотя даже минимально образованный гид знает все подробности, которые я рассказала. Светицховели – один из главных маршрутов следования групп. То, что я рассказала, говорит каждый гид, во всяком случае, грузинский. Если она этого не знала, несколько раз побывав там, значит, ей какой-то «гид» просто показал храм».
Именно поэтому грузинские экскурсоводы требуют введения регуляций по лицензированию и сертифицированию гидов. Они также считают важным наличие грузинского паспорта. По мнению Майи, гид должен знать не только язык, на которой проводит тур для группы, но и государственный – грузинский, а также удовлетворять минимальный ценз оседлости – прожить в стране хотя бы десять лет.
В настоящее время в Грузии продолжается процесс разработки законопроекта о туризме. Именно он должен регламентировать сферу, поскольку сейчас она фактически бесконтрольна. Единственные структуры, который регулируют работу экскурсоводов, – частные ассоциации, их в стране несколько. Но не все гиды состоят в этих организациях, соответственно, не они обязаны подчиняться их уставам и кодексам.
А пока в Грузии все еще действует туристическое законодательство времен президента Эдуарда Шеварднадзе, принятое еще в 1997 году и, вероятно, не отвечающее текущим вызовам в мировом туризме. По задумке, новый же закон должен обеспечить, с одной стороны, защиту прав туристов как потребителей, а с другой – ввести международно признанные стандарты для поставщиков услуг. Предполагается введение обязательной регистрации субъектов туристической сферы в реестре экономической деятельности. Эти директивы предусмотрены в Соглашении об ассоциации с ЕС. Власти Грузии обещают, что реформированная законодательная база будет полностью соответствовать европейским стандартам.
Право быть гидом получит лицо, достигшее совершеннолетия, не судимое за тяжкое преступление и владеющее грузинским языком на уровне B2 или любым другим языком, на котором оно проводит экскурсию. Согласно законопроекту, сертификация для гидов будет добровольной. Но сертифицированные специалисты обзаведутся специальным опознавательным знаком, выданным Национальной администрацией туризма. А значит, будут пользоваться определенными привилегиями.
Активное участие в обсуждении законопроекта принимает директор Ассоциации сертифицированных гидов Грузии Георгий Дарцмелия. По результатам консультаций стороны решили, что в отношении экскурсоводов не будет проводиться обязательное лицензирование. Сертификация же, по его словам, более гибкая форма, позволяющая выбирать между сертифицированием и обычной работой, остающейся легальной. При этом, безусловно, она подразумевает высокое качество и стандарты, что конвертируется в высокие тарифы и больший доход для гидов.
«Таким образом, мы пришли к консенсусу, и в законе сейчас уже формулируется, как это лучше сделать. Но неясно, кто будет заниматься сертифицированием. Чтобы не изобретать велосипед, мы предлагаем распространенную во всех развитых экономиках мира практику. Это когда ассоциация становится той инстанцией, которая выдает своим членам и гидам сертификат. И они, соответственно, отчитываются перед ней. А в нашем случае говорится, что сертифицированием будет заниматься какая-то правительственная организация. Это все равно что внедрить какие-то элементы лицензирования. Если это сертифицирование, то государство должно признать право ассоциаций на занятие этим.
Мы сошлись на том, что в либеральной экономике ничего запрещать не надо, но надо создавать какие-то правила и отличительные знаки и для самих гидов, и для потребителя. Потому что последний должен иметь право выбирать между сертифицированным и несертифицированным гидом. Этот выбор должен оставаться уже за клиентом», — говорит Дарцмелия.
Глава Ассоциации не видит необходимости в установлении конкретных рамок в виде наличия гражданства и знания грузинского языка, поскольку непонятно, кто сможет контролировать соблюдение таких требований. А запрещать деятельность, особенно в условиях отсутствия work permit (разрешения на работу), неправильно.
«Как мы можем запрещать кому-то что-то делать. Тем более что это не продукт, а сервис. А для регулирования сервисов у нас таких правил не существует. Мне неясно, почему мы должны контролировать, что говорит человек. Подслушивать или проверять гражданство людей, которые сопровождают группу в старом городе в Тбилиси? Не гражданство нужно контролировать, а вводить общие правила, которые будут укладываться в существующее экономическое пространство Грузии».
Транзит через Абхазию: бросится ли Грузия в экономические объятия России
Дарцмелия считает, что в первую очередь важно усовершенствовать налоговое законодательство. Чтобы каждый, кто получает прибыль от своей деятельности, отправлял деньги в государственную казну. Сегодня деятельность независимых гидов официально нигде не фиксируется.
«Мой подход таков: если иностранные гиды не оставляют местных гидов без хлеба, то я не вижу негативного воздействия на экономику. Главное, чтобы это стало частью регулирования налогового законодательства. Вот это нужно придумывать, а не как арестовывать или штрафовать иностранцев, которые сопровождают какие-то группы и могут говорить небылицы про Мать Грузии».
Новый закон о туризме, как ожидается, примет окончательную форму только к концу 2023 года. С учетом того, что страна находится в ожидании важного решения – получения статуса кандидата в члены ЕС – особое значение приобретает вопрос соответствия европейским стандартам, в том числе, в туристической сфере.
«Существует европейский стандарт, который сейчас становится международным. Европейцы стали инициаторами стандарта сервиса гида, — говорит Дарцмелия. — Мы не видим проблемы в том, чтобы прямо перенять европейский стандарт и прописать дефиницию, кто такой туристический гид. Это пока остается тем вопросом, в котором наши позиции не могут сойтись».