Site icon SOVA

Служба государственной опасности: справляются ли спецслужбы Грузии с новыми вызовами

security system of outdoor video surveillance cct 2022 09 14 05 00 19 utc политика featured, Грузия-Россия

26 мая, в День независимости Грузии, в самом центре Тбилиси были замечены представители Корпуса стражей исламской революции (КСИР) – элитного иранского военно-политического формирования. Их фотографию в своем Instagram выложила иранская активистка Марьям Шарифи, покинувшая родину в 2018 году из-за преследований режима. КСИР внесен Соединенными Штатами в список террористических организаций. И 26 мая офицер корпуса прогуливался по Площади Свободы, где маршировали и американские военные.

«Сегодня Иран поставляет России оружие под лозунгом «Смерть Америке», чтобы убивать невинных людей Украины. Именно тогда, когда расстреливают, казнят и убивают свободолюбивых людей и невинную молодежь на их родине, Иран и эти два официальных представителя Корпуса присутствуют здесь на параде в честь Дня независимости Грузии», – написала Марьям в Instagram.

Этот факт мог бы остаться незамеченным, поскольку Тбилиси и Тегеран поддерживают дипломатические отношения. Не исключено, что попавший в кадр офицер – военный атташе при посольстве Ирана. Но в последнее время появилось слишком много вопросов к грузинским спецслужбам и их способности обеспечивать государственную безопасность. Поэтому любой похожий кейс вызывает в обществе ажиотаж.

Своими опасениями поделился и третий президент Грузии Михаил Саакашвили. В письменном интервью программе Droeba политик охарактеризовал ситуацию с безопасностью словами «полная катастрофа». Он утверждает, что с потоком россиян в Грузию просочилось очень большое количество диверсантов и разведывательных групп: «И не только, чтобы контролировать Грузию, но и работать с территории Грузии в направлении Европы».

Незадолго до этого интервью глава авиакомпании Georgia Airways Тамаз Гаиашвили анонсировал транзитные рейсы в Европу для прилетающих из России граждан, чтобы «через Тбилиси было удобнее и быстрее, чем на других направлениях».

Это стало возможно благодаря решению президента РФ Владимира Путина отменить запрет на прямое авиасообщение с Грузией. Одновременно Кремль отменил и визовый режим, действовавший на протяжении 23 лет. В том, что за этими решениями стоят большие политические цели, убежден бывший руководитель информационно-аналитического департамента МВД Грузии, эксперт Фонда стратегических и международных исследований Шота Утиашвили. По его словам, такой жест очень подозрителен в условиях, когда «в России полная паранойя и всюду ищут шпионов».

«И тут вдруг отменяют визовый режим. Это насколько русские должны доверять грузинским спецслужбам, чтобы такое сделать! Это ведь не только политический подарок. Это значит, что они владеют всей информацией о том, кто едет, как едет и когда. Полный кошмар».

Утиашвили убежден, что между грузинской и российской сторонами действуют определенные каналы связи. Хотя поддержание контактов между полицейскими службами при отсутствии дипломатических отношений и в условиях продолжающейся войны – явление нормальное, поясняет аналитик.

«Во время войны были случаи, когда мы передавали друг другу преступников. Но непонятно, что дочка министра иностранных дел России Сергея Лаврова из всех стран выбрала Грузию. Такие вещи просто так не происходят. Вряд ли дочь члена российского правительства, члена Совбеза приехала в Грузию без ведома ФСО (Федеральная служба охраны РФ, — прим. ред.). И я уверен, что ФСО известила об этом грузинскую сторону».

Каха Гоголашвили: Грузия – не стойло для баранов

Дочь главного дипломата Москвы приехала в Грузию в середине мая. Вместе с мужем – российским предпринимателем Александром Винокуровым – она прилетела для участия в грандиозной свадьбе в Кахети. Женился брат бизнесмена. Но после начавшихся стихийных акций протеста, как утверждалось, мероприятие было сорвано, а гости покинули Грузию. Власти, при этом, заявили, что не знали о приезде дочери Лаврова, поскольку она носит фамилию мужа.

Согласование визита или же отсутствие информации об этом визите одинаково говорит о плачевном состоянии в сфере безопасности, считает эксперт Андро Гоциридзе.

«Если они не располагали информацией, и дочь такого высокопоставленного лица, который входит в тройку самых влиятельных лиц в Кремле, визит которой Россия может использовать как дестабилизирующий фактор для вторжения, случись с ней что-то… если этот факт прошел мимо сети наших спецслужб – это плачевно. А с другой стороны, если Грузия дала официальные гарантии такому визиту, значит, это тоже со стороны грузинской политики плохой шаг. Кроме того, что семья Лаврова входит во все санкционные списки, он является одним из организаторов военных преступлении в Грузии и основоположником безуспешной, но крайне недружественной политики признания оккупированных территории Грузии».

Еще один кейс, ставящий под сомнение способность спецслужб обеспечивать госбезопасность, оказался в центре внимания СМИ в сентябре 2022 года. Тогда бывшие российские агенты рассказали американскому телеканалу CNN, что ФСБ отправила их в Грузию для шпионажа. По словам одного из них, Михаила Соколова, он должен был внедриться в растущую эмигрантскую общину русских, спасающихся от репрессий. Второй шпион, активист Всеволод Осипов, был отправлен в Грузию с поручением отслеживать мнения российской общественности, особенно о войне в Украине и о том, как другие страны и неправительственные организации помогают украинским беженцам.

В сентябре 2022 года бывший замглавы Службы госбезопасности Грузии Сосо Гогашвили, оказавшись в тюрьме, опубликовал письмо, в котором рассказал, что [ныне министр внутренних дел] Вахтанг Гомелаури, будучи главой СГБ, несколько раз встречался с директором ФСБ Александром Бортниковым: в 2016 году летал на встречу во Владикавказ, в декабре 2017-го – в Минск. По словам Гогашвили, в ноябре 2017 года Гомелаури принимал в своем ресторане в городе Мцхета двух генералов ФСБ: Седова и Беседу.

В оппозиции тогда этот факт расценили как доказательство того, что спецслужбы Грузии и России сотрудничают и проводят секретные встречи.

«Это очень достоверная информация, и ее подтверждает тот факт, что Гогашвили сегодня находится в тюрьме из-за разглашения этой информации. <…> Гомелаури подтвердил, что подобная встреча была. В то же время он подтвердил позицию государства о том, что такие встречи не представляют собой проблемы и не являются преступлением», — говорила лидер оппозиционной партии «Дроа!» Элене Хоштария.

Именно сотрудничеством Тбилиси и Москвы она объясняла тот факт, что за очень долгое время в Грузии не разоблачили ни одного российского шпиона.

[áмбави] «Миллион» грузин из России, которых отвергли в Грузии

 

Зато участились случаи отказов во въезде в страну, которые получают российские журналисты и политики, известные своей критикой путинского режим. По словам Утиашвили, такая фильтрация на границе может указывать на наличие присланных из Москвы списков: «Никакого другого объяснения этому просто не может быть».

Эксперт по вопросам безопасности Андро Гоциридзе информацией о списках не располагает, но отмечает, что такие документы редко становятся достоянием общественности и хранятся в строжайшем секрете. В целом же такой подход может быть обусловлен приверженностью правящей партии Грузии политике умиротворения России.

«Такая политика не может быть плодотворной. Более того, она контрпродуктивна и содержит угрозы и риски. У России никогда не было надобности в поиске повода для вторжения. Если Россия сочтет нужным вторгнуться в Грузию, она это сделает. Сейчас она занята Украиной и там терпит поражение за поражением, несет как потери в живой силе, так и политические, экономические убытки. И только поэтому она как бы менее агрессивна в отношении Грузии».

По словам эксперта, Кремль задействовал против Тбилиси все рычаги гибридного давления. И одним из направлений надо считать восстановление авиарейсов, разговоры и намеки о возможном открытии железнодорожного транзита через Абхазию, о восстановлении территориальной целостности Грузии при помощи России.

«Все это служит мягкой силе, ставящей целью возвращение Грузии на российскую орбиту и подрыв стратегического партнерства со странами Запада».

Тем не менее, считает Гоциридзе, сейчас Россия не способна засылать диверсантов на территорию Грузии, не говоря уже о западных странах – «это они, предположительно, сделали при первых миграционных потоках сухопутным путем».

«В области охраны государственной границы у нас очень тесные связи с нашими американскими коллегами, с Евросоюзом. Партнеры тщательно отслеживают антитеррористические меры наших ведомств. Так что нереально, чтобы они так просто засылали диверсантов или террористов гражданскими авиарейсами», – говорит эксперт по вопросам безопасности.

Но сегодня Грузия оказалась перед лицом новых угроз, но больше геополитических. Возобновление прямых авиарейсов и отмена виз – это прямое свидетельство сближения с Россией – страной, оккупирующей 20% территории Грузии и ведущей войну в Украине, страной, отвергнутой стратегическими партнерами Тбилиси.

«Это ни к чему хорошему не приведет. Известно: Россия использует рынок, экономику, туристические потоки, энергетику в политических целях. А политические стремления России в отношении Грузии ясны. Она не приемлет демократического и свободного государства у своих границ. Это своего рода методика «подсаживания на иглу». Конечно, Россия будет все время использовать финансовые потоки, экономическую блокаду, энергетическую зависимость, культурные каналы для политического давления, как это не раз делалось в недалеком прошлом», — заключает Гоциридзе.

Санкционная турбулентность: чем грозит Грузии авиасделка с Россией

Exit mobile version