«Ход королевой»: президент против «Грузинской мечты» - SOVA
политика

«Ход королевой»: президент против «Грузинской мечты»

На фоне визита президента Грузии в Брюссель конфронтация между главой государства и правящей партией вышла на новый уровень. За несколько дней до выступления Саломе Зурабишвили в Европарламенте политсовет «Грузинской мечты» обвинил президента в «политической предвзятости» в пользу «повестки дня радикальных оппозиционных сил». Этому предшествовала неоднократная критика со стороны Зурабишвили в адрес правительства из-за его «антизападной политики». Наблюдатели считают: теперь власти всеми силами пытаются усмирить главу государства.

«Защитить президента от президента»

«Мы должны защищать институт президентства даже тогда, когда престижу этого института угрожает сам действующий президент», — говорится в заявлении правящей партии, опубликованном 29 мая. Впервые политсовет «Грузинской мечты» обсуждал компетентность главы государства на высшем уровне.

«Недавние действия госпожи Саломе Зурабишвили характеризуются крайней необъективностью и политической предвзятостью, что грубо противоречит функции надпартийного конституционного должностного лица».

В правящей партии напомнили, что в 2018 году Зурабишвили стала президентом именно благодаря поддержке властей. Но единственное ожидание «Грузинской мечты» – быть «надпартийной» – она оправдать не смогла.

«Мы посчитали, что лучшим кандидатом на эту миссию будет беспартийная женщина, потомок известных деятелей Первой Республики».

Авторы заявления также отметили, что еще в 2018-м руководство «Грузинской мечты» «четко объяснило» Саломе Зурабишвили: несмотря на их поддержку, президент не должна иметь перед ними никаких обязательств, ведь у власти – благородные цели: «Внедрить надпартийный институт президента в системе парламентского правления».

И даже сегодня, несмотря на критику, «Грузинская мечта» решила продемонстрировать благородство, пообещав не инициировать процедуру импичмента и сохранить легитимность полномочий Зурабишвили еще на полтора года оставшегося срока.

В администрации президента, впрочем, заявление правящей партии категорически отвергли. По словам парламентского секретаря Зурабишвили Георгия Мсхиладзе, за все это время «Грузинская мечта» даже не смогла понять, какой у президента характер, поэтому не учла, оказывать на нее давление не имеет смысла.

Мсхиладзе убежден: партия Иванишвили своим заявлением пытается перекрыть критику со стороны Зурабишвили, озвученную в День независимости 26 мая.

«Они оскорбили президента, что недопустимо. Что они подразумевают под защитой института президента – не понимаю, поскольку на деле мы видим иные действия. «Грузинская мечта» болезненно воспринимает критику. Если она несправедлива, то у них должны быть определенные аргументы. Если же критика верна, то они должны принимать ее, не отвечая так, как это было 26 мая».

Речь идет об инциденте, произошедшем во время выступления Саломе Зурабишвили в День независимости. С установленной на Площади Свободы трибуны президент раскритиковала правительство за его антизападную риторику и сближение с Россией. В какой-то момент из ложи представителей «Грузинской мечты» послышалось: «Предательница!».

[áмбави] Президент против: Зурабишвили начала свою игру

Президент говорит

Речь Саломе Зурабишвили на праздновании Дня независимости стала еще одним гвоздем в крышку гроба отношений между президентом и правительством. В день 105-летия провозглашения Первой Республики в присутствии премьер-министра и лидеров «Грузинской мечты» глава государства обрушилась с критикой на исполнительную власть.

Один из ключевых тезисов – смена внешнеполитического курса страны. Зурабишвили заявила, что население Грузии не откажется от европейского выбора и правительству пора выполнить свое обещание. При этом, она считает, что власти пытаются посеять страх в обществе и ведет антизападную пропаганду.

«Наша внешняя политика стала непонятной. Европейский путь прописан в Конституции, но ежедневные заявления отдаляют нас от Европы и ведут к изоляции. Вопрос: куда исчезли слова «Европа – наш цивилизационный выбор»?

По словам президента, непонятно, как можно обвинять во всем Европу и Америку, в частности, в попытке открытия «второго фронта», и при этом позволять своим детям жить в Европе и Америке, одновременно лишая новое поколение Грузии европейского будущего.

Комментируя возобновление прямого авиасообщения с Россией, она назвала оскорбительным то, что в Грузии считают выгоду, которую могут получить от полетов. «Неужели наше достоинство продается за 200 или 300 миллионов?!».

На следующий день, выступая на форуме «Сильная диаспора за единство, мир и европейское будущее Грузии», Зурабишвили обвинила правительство в нарушении протокола. Главе государства выделили место между премьер-министром и спикером парламента.

«Подвинься, пересядь, встань там – это не оскорбление президента, это нарушение протокола. А протокол является опорой государства. Иначе начинаются нескончаемые разговоры – я первый, ты второй, и все становится предметом бессмысленного противостояния. Мне ничего не обидно уже давно в этой стране, и этим меня никто не заденет».

Зурабишвили также отметила, что в своем выступлении на Дне независимости, министр обороны Джуаншер Бурчуладзе также нарушил протокол, упомянув в начале премьер-министра, и только потом – президента и верховного главнокомандующего: «Этого нельзя делать ни в одной стране. Это везде вызывает удивление».

В последние месяцы оценки президентом «Грузинской мечты» становятся все более резкими. Кульминацией открытой критики стало ежегодное выступление Зурабишвили в парламенте 31 марта. Тогда глава государства обвинила власти в изменении внешнего курса, указав, что, согласно Конституции, они обязаны принять все меры для обеспечения полной евроатлантической интеграции Грузии. Обращаясь к правящему большинству, президент заявила, что «вместо укрепления государственных институтов как краеугольного камня демократии в стране, укрепляется однопартийная система и ее влияние».

«Законы, принятые в ускоренном режиме (закон о прослушке, упразднение Службы госинспектора, изменения в правилах назначения судей и закон об иностранных агентах) служат не укреплению демократии в стране или благополучию граждан, а укреплению и продлению власти».

Президент также резко раскритиковала риторику правительства о том, что некие силы пытаются втянуть Грузию в войну против России. Это – часть нарратива о том, чт западные страны, в частности США и государства ЕС, с целью ослабить РФ якобы стремятся к открытию «второго фронта».

«Факт, что Тбилиси и Москва делают аналогичные заявления на тему «второго фронта», — подчеркнула Зурабишвили, назвав такие разговоры «конспирологическими теориями», в которые в Грузии, с однозначно прозападно настроенным населением, как сказала президент, никто не верит.

Служба государственной опасности: справляются ли спецслужбы Грузии с новыми вызовами

Своя политическая игра

После выступления Зурабишвили в парламенте члены «Грузинской мечты» извинились перед избирателями за то, что просили поддержать ее кандидатуру на президентских выборах 2018 года. Тогда во время второго тура на избирательных билбордах появилась не сама кандидат, а основатель правящей партии Бидзина Иванишвили и другие члены «Грузинской мечты». Парадоксальное решение объяснили низким рейтингом Зурабишвили, в отличии от олигарха Иванишвили, который в 2018 году все еще был популярен.

Впрочем, согласно последнему исследованию Международного республиканского института [IRI], опубликованному в апреле 2023 года, президент Грузии является вторым по рейтингу политиком в стране после генсека правящей партии и мэра Тбилиси Кахи Каладзе. Главе государства на сегодняшний день доверяет 48% опрошенных. Хотя согласно тому же опросу, еще в ноябре Зурабишвили занимала четвертую строчку.

Многие эксперты отмечают, что, будучи обязанной «Грузинской мечте» своим постом, Зурабишвили долго воздерживалась от критики «Мечты», но пророссийский курс и отступление от евроинтеграции заставили президента начать более независимую игру. Но даже сейчас, по мнению политолога Георгия Паниашвили, высказывания главы госудрства вряд ли пошатнут рейтинг правительства.

«Они все же больше ориентируются на другую часть общества. Они развивают свой нарратив, концепцию суверенизма, которая сейчас становится очень популярной. Они будут развивать «грузинскую Грузию», что вот у нас стоит дерево в садике, которое старше, чем США. То есть, они сейчас будут развивать эту линию, а не ту, что Грузии нужно в Европу.

Я хочу верить, что в культурно-ментальном плане президент – западная персона. Она все-таки выросла там и получила там образование, и она верит в то, что сейчас Запад борется со злом. А представители грузинской власти выросли в другой среде. Я не говорю, что в плохой, но они выросли в несвободной среде. Россия в их менталитете – это огромная страна, победоносная, Россия – всегда права, и Москва – это центр. Для Зурабишвили – это было не так, поэтому для нее было легче занять правильную позицию».

Впрочем, даже несмотря на то, что Зурабишвили начала открыто выступать против власти, у оппозиции остаются к ней вопросы. Они ждут не только критики, но и действий, например – помилования находящихся в заключении экс-президента Михаила Саакашвили и гендиректора оппозиционного телеканала Mtavari Arkhi Ники Гварамия.

Паниашвили отмечает: президент и оппозиция могут пойти на сближение, если Зурабишвили использует свои конституционные полномочия – применит опцию помилования.

«У оппозиции есть такие ожидания. И если она сделает такой шаг, то хотя бы частично доверие между ними будет восстановлено. Я не знаю, насколько президент готова на это, но пока она этого не сделала. Думаю, до октября-ноября, в преддверии оглашения результата по поводу статуса-кандидата в ЕС, она сделает это. У меня такое ожидание есть».

Каха Гоголашвили: Грузия – не стойло для баранов

Конфронтация правящей партии и президента происходит на фоне официального визита главы государства в Брюссель. В эти дни Зурабишвили проводит встречи тет-а-тет с высшими должностными лицами ЕС – президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем, главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и президентом Европарламента Робертой Метсолой. А 31 мая Саломе Зурабишвили выступит перед европарламентариями.

Между тем, кризис в отношениях между президентом и правительством демонстрирует и сама история с поездкой Зурабишвили в Брюссель. Изначально визит планировался на 18 апреля, но его отложили. Как позже пояснили в администрации главы государства, по причине «искусственно затягиваемого правительством процесса получения согласия». Затем власти до последнего тянули с утверждением визита. В правящем большинстве даже объяснили, с чем связано блокирование поездки: они опасаются, что заявления, сделанные Зурабишвили в Брюсселе, нанесут ущерб евроинтеграции Грузии.