Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвли побывал на Форуме глобальной безопасности, где в течение 30-ти минут увиливал от прямых и простых вопросов. Напрягая лицо так, чтобы не дрогнул ни один мускул, глава правительства обрушивал на присутствующих в зале «железные» аргументы, местами состоящие из тезисов российской пропаганды или же пропаганды розлива «Грузинской мечты», которые легким движением руки, вбив ключевые слова в поисковик, опровергнет самый заурядный пользователь интернета.
Не хочу на этом ни спекулировать, ни цитировать правительство России. Но одной из причин [войны в Украине] послужило желание и намерение Украины вступить в НАТО. Вот мы и видим результаты.
Хоть премьер и сказал, что не хотел, но все же процитировал Кремль. А вместо этого мог бы следовать логике и упомянуть, что после распада СССР в 1991-м, призрак конфликта с Россией, витал над всеми бывшими советскими республиками только потому что в Москве не желали признавать их государственность. Гарибашвили определенно помнит, что на момент первой агрессии в Абхазии и Цхинвали вопрос евроатлантической интеграции Грузии вообще не стоял в повестке. Или же то, что конфликт в Приднестровье случился несмотря на нейтралитет Молдовы, а Крым аннексировали, когда Украина была еще нейтральной страной.
Евросоюз поэтапно становится одним из крупнейших торговых партнеров Грузии, на это нужно время, чтобы мы увидели новые альтернативы, новые рынки. Россия важна, но она не главный партнер. Мы движемся к ЕС.
В данном случае Гарибашвили противоречит сухой статистике, а она говорит нам, что с 2012-го зависимость Грузии от России росла в геометрической прогрессии. Вот, к примеру, история с вином: в 2018-м на северного соседа приходилось 26% от общего экспорта, в 2021-м – почти 55%, в 2022-м уже 64%. За первые 9 месяцев 2022-го в целом экспорт Грузии в Россию увеличился на 11% и составил 473 млн долларов. По данным Transparency International, за неполный 2022-й импорт из России увеличился на 73% до 1,2 млрд долларов.
Грузия и раньше и сейчас в два, в три раза опережает те страны [Украину и Молдову]
В правящей партии продолжают настаивать на том, что статус кандидата в ЕС Молдове и Украине предоставили бонусом, когда Грузия во всем их опережала. Но вот согласно последнему исследованию Freedom House, в Индексе демократии страна уступает, к примеру, Молдове. При этом Грузия скатилась на худший за 10 лет показатель. Взглянем на Индекс свободы прессы: Грузия на 77 месте в рейтинге «Репортеров без границ», совсем рядом – Украина – 79-е, а вот Молдова с большим отрывом занимает 28-е.
Согласно Индексу верховенства закона, это рейтинг международных организаций, Грузия занимает первое место не только в регионе, но и в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.
Мы проверили и это заявление премьера, здесь он не соврал. Но уловка в том, что группа, в которой Грузия лидирует – это Балканы и постсоветские республики, не входящие в ЕС. На самом деле Грузия отстает от стран Восточной Европы, таких как Польша, Чехия, Румыния. Выходит, что Гарибашвили хвастается тем, что опрежает самопровозглашенное Косово, Боснию и Таджикистан. И еще один важный момент, находясь не в самой престижной компании, страна стабильно ухудшает показатели, которые падают с 2015-го.
До того, как наше правительство пришло к власти, судебная система была продолжением прокуратуры. Объясню очень коротко. В Страсбург отправляли тысячи дел во времена властвования Саакашвили. Для сравнения – в этом году были отправлены 150 дел.
Эта манипуляция призвана оправдать серьезные проблемы в судебной системе, которые подтверждаются, во-первых, санкциями США в отношении пятерых грузинских судей и во-вторых – международными рейтингами. Тенденция снижения количества апелляций бесполезна как аргумент, считают эксперты. Сравнивая, к примеру, данные до 2012-го и после, партия намеренно опускает 3300 жалоб, которые были поданы против Грузии из России после августовской войны.
Очевидно, но факт, что выступление премьера было несостоятельным и это, пожалуй, поняли все, кроме самого главы правительства, за речами которого присутствовавшие в зале наблюдали со снисходительными улыбками.