Президент Грузии Саломе Зурабишвили помиловала одного из самых непримиримых критиков правящей партии, гендиректора оппозиционного телеканала Mtavari Arkhi Нику Гварамия. Это решение уже приветствовали западные партнеры Грузии. Помилование Гварамия – один из 12 пунктов, которые Тбилиси должен был выполнить на пути к евроинтеграции.
«Сегодня я подписала акт о помиловании Николоза Гварамия. Я приняла это решение после того, как 19 июня были исчерпаны все правовые стадии, когда Верховный суд не принял к рассмотрению кассационный иск», —сказала Саломе Зурабишвили вечером 22 июня на специально созванном брифинге.
По словам президента, она не собирается давать разъяснений по поводу принятого решения, поскольку помилование является ее дискреционным правом.
О подписании акта Зурабишвили сообщила через несколько часов после завершения представления устного доклада о прогрессе Грузии на пути выполнения рекомендаций ЕС. Согласно промежуточному отчету Еврокомиссии, Тбилиси полностью выполнил лишь три из 12 рекомендаций. Стоит отметить, что именно в выполнении пункта «медиаплюрализм», по оценкам промежуточного отчета, Грузия не достигла «никакого прогресса».
После освобождения из руставской тюрьмы Ника Гварамия заявил, что не ожидал помилования.
«Я, честно говоря, не ждал этого решения и не был готов к этому. Я думаю, она сделала это не для меня, а для своей страны, президентом которой является. Считаю, что это действительно придает ей чести», — сказал он журналистам.
По словам медиаменеджера, он не просил о помиловании, так как не считал и не считает себя виновным. Гварамия также призвал Зурабишвили освободить из заключения еще одного заключенного – экс-президента Грузии Михаила Саакашвили.
Кроме того, Ника Гварамия извинился перед Саломе Зурабишвили за записанные им в прошлом видеоролики, в которых он употреблял в ее адрес оскорбительные слова и назвал «президентом России».
По поводу своих дальнейших планов Гварамия заявил, что не знает, продолжит ли вообще заниматься тележурналистикой. Четких планов, по его словам, пока нет.
«Канал выжил и показал, что и без меня он прекрасно себя чувствует. Поэтому то, что я сделаю для канала, –это, прежде всего, помогу ему выйти из финансового кризиса. Но во главе канала останется тот, кто возглавляет его сейчас – Георгий Габуния».
На пути к Европе
Вопрос освобождения Ники Гварамия был одним из 12 пунктов, представленных Грузии для выполнения в июне прошлого года, когда страна не получила статус-кандидата на членство в ЕС. В них говорилось, что уголовное преследование владельцев СМИ должно соответствовать самым высоким правовым стандартам. В письме также подчеркивалось, что «обеспечение освобождения Гварамия из тюрьмы станет важным шагом на пути к европейским устремлениям Грузии».
Кроме того, дело основателя Mtavari Arkhi попало в последний доклад Госдепартамента США. Белый дом со ссылкой на Amnesty International писал, что процесс гад Гварамия выявил «растущее влияние правительства на суды по ряду дел», направленное на подавление критиков и противников властей.
В отчете Госдепартамента США также упоминалось, что Омбудсмен Грузии и неправительственные организации расценили дело Гварамия как политическое преследование. Как отметили авторы доклада, журналисты, НПО и международное сообщество выразили серьезную озабоченность по поводу соблюдения правительством свободы слова.
Вопрос освобождения Ники Гварамия больше года был одной из причин поляризации в грузинском обществе. Оппозиция и НПО неоднократно обращались к президенту с просьбой помиловать основателя телеканала.
По словам экс-госминистра по вопросам евроатлантической интеграции Грузии Алекси Петриашвили, решение президента – положительный шаг в контексте реализации рекомендаций ЕК, который станет позитивным сигналом для ЕС, с одной стороны, а с другой – для деполяризации страны.
«Грузинское общество очень негативно относилось к тому, что на абсолютно абсурдных основаниях был арестован Ника Гварамия. Но нужно оценить [решение президента]. Я вам честно скажу, что это неожиданность, поскольку совсем недавно она еще была не готова к этому шагу. Но это очень хороший и большой шаг в сторону получения статуса кандидата. Грузии это облегчит процесс евроинтеграции. Но это, естественно, не все. Хотя будет хорошим знаком и очень позитивным сигналом для Европейского союза и Европейской комиссии».
Основатель Европейско-грузинского института (EGI) Георгий Мелашвили отмечает, что неожиданным было не столько само решение президента, сколько момент, который она для него выбрала.
«Мы ожидали, что это могло произойти, но нам казалось, что это должно было произойти либо до отчета, либо позже, скорее к осени. Но это, безусловно, позитивное и довольно дерзкое решение, потому что мы все прекрасно понимаем, что сейчас правящая партия будет говорить.
«Возможно, Ника Гварамия кому-то не нравится, кому-то не нравится то, как он выражает свои мысли, но мы живем в свободной стране, и мы должны научиться воспринимать критику. Тем более вся суть этого уголовного дела настолько искусственна, настолько неправдоподобна, что нормальный человек не мог поверить, что это не политическое заключение. И то, что в Грузии стало на одного политического заключенного меньше, – это, безусловно, очень позитивно», – говорит Мелашвили.
Решение о помиловании Ники Гварамия уже приветствовали некоторые западные партнеры Грузии. Посол США в Тбилиси Келли Дэгнан заявила, что это дело изначально было очень проблематичным и усиливало поляризацию, которая «наносит ущерб Грузии в течение нескольких лет».
Президент Европейского совета Шарль Мишель назвал помилование Гварамия существенным шагом к деполяризации в Грузии. А в Хельсинкской коммиссии решение Саломе Зурабишвили назвали примером «смелости и лидерства».
Евродепутат Виола фон Крамон заявила, что Грузия стала на шаг ближе к статусу кандидата в ЕС.
«Президент Грузии Саломе Зурабишвили приняла трудное, но единственно правильное решение, помиловав господина Нику Гварамия. В интересах Грузии – уменьшить поляризацию и устранить несправедливость, распространенную в судебной системе», — написала в соцсетях евродепутат.
В правящей партии, которая отрицала обвинения в преследовании Гварамия по политическим мотивам, решение Зурабишвили ожидаемо осудили. Первый вице-спикер парламента Гия Вольский сказал, что президент уже не в первый раз выступает с «несправедливой» позиции.
«У общества возникает ощущение, что несправедливость — это обычное дело, если какое-то решение зависит от президента Зурабишвили», — заявил депутат.
Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили сказал, что на президента оказывалось давление по поводу помилования Ники Гварамия. Именно поэтому, по его словам, Зурабишвили не назвала причину своего решения.
«Мы надеялись, что президент встанет на сторону верховенства закона, справедливости и правосудия, осуществленного народом, но она выбрала другую сторону».
По словам Папуашвили, за это решение ответственны все, кто призывал Зурабишвили помиловать Нику Гварамия и утверждал, что этот шаг необходим для деполяризации, в том числе и зарубежные партнеры Грузии.
«Сейчас, когда Нику Гварамия помиловали, выходит, что мяч – на стороне оппозиции. В это были включены и люди из-за рубежа, которые призывали президента помиловать его, пусть теперь возьмут на се
Политически мотивированное решение
Тбилисский городской суд приговорил Гварамия к трем с половиной годам лишения свободы по статье о злоупотреблении полномочиями в мае прошлого года. Обвинения касались периода, когда он был директором телеканала Rustavi 2. Гварамия уволили из телекомпании в 2019 году после проигрыша дела бывшим владельцамТВ, лояльно настроенным к властям. В том же году он основал оппозиционный канал Mtavari.
Несмотря на то, что прокуратура обвиняла Гварамия в «присвоении и растрате» средств частной телекомпании, доказать в суде это не удалось. В итоге суд счел Гварамия виновным в том, что его семья использовала дорогостоящий автомобиль Porsche, полученный от частной компании в обмен на размещение рекламы. Это, по мнению суда, нанесло ущерб интересам Rustavi 2, которой он управлял.
Стоит отметить, что приговор был вынесен судом в преддверии решения о предоставлении Грузии статуса кандидата в ЕС, что не осталось без внимания западных партнеров.
Правозащитные организации, в том числе международные, заявляли, что Ника Гварамия осужден по политическим мотивам. После вынесения приговора Transparency International Georgia выпустила заявление, в котором говорилось, что арест гендиректора оппозиционного телеканала направлен на подрыв работы оппозиционного медиаресурса.
«На основании изучения материалов дела и наблюдения за процессом можно прийти к выводу, что дело политически мотивировано, с целью наказания Ники Гварамия и срыва деятельности критически настроенного телеканала».
В заявлении также говорилось, что использование системы правосудия для цензуры и запугивания СМИ посылает опасный сигнал и другим критическим СМИ.
«Этот вердикт является продолжением политического преследования, которое ведется против оппонентов правительства на протяжении многих лет», — заявляли в Transparency International Georgia.