Site icon SOVA

Отчет «Грузинской мечты» по выполнению 12-ти рекомендаций Еврокомиссии

image.psd e1688454439109 новости Грузинская мечта, Грузия-ЕС, Ираклий Кобахидзе, рекомендации

Отчет «Грузинской мечты» по выполнению 12-ти рекомендаций Еврокомиссии представил лидер партии власти Ираклий Кобахидзе. Он отметил, что правящая партия спустя неделю приступила к выполнению плана действий Еврокомиссии из 12-ти пунктов.

«Согласно срокам, мы планировали до конца июня текущего года выполнить все 12-ть рекомендаций. И спустя год хотим представить отчет по выполнению приоритетов Еврокомиссии», — заявил Кобахидзе.

Деполяризация — 1-й приоритет Еврокомиссии (ЕК)

«Это — самый сложнореализуемый пункт среди рекомендаций ЕК. Осуществление этого приоритета требует включенности разных субъектов — правящей партии, оппозиции, а также любого субъекта, который связан с грузинской политикой. Все, что мы могли сделать во время выполнения 12-ти рекомендаций — это предоставить соответственную вовлеченность оппозиции в процесс. Парламент предложил участие в процессе всем заинтересованным сторонам включиться в процесс рабочих групп, однако несколько партий отказались от этого предложения, что, соответственно, стало шагом против преодоления деполяризации», — заявил Ираклий Кобахидзе.

Лидер «Грузинской мечты» отметил, что по инициативе председателя парламента Грузии начался процесс мониторинга заявлений и действий, которые способствуют политической поляризации. Спикер предложил всем заинтересованным сторонам — партиям и представителям гражданского сектора — более глубоко ознакомиться с отчетом мониторинга, однако «интерес, к сожалению, был достаточно ограниченным», отметил Кобахидзе.

Представитель партии власти остановился подробно на данных статистики голосования по тем инициативам, которые были представлены в процессе работы над выполнением 12-ти рекомендаций Еврокомиссии:

«Исходя из этих данных, приблизительно можно сделать вывод об отношении разных партий к тому процессу, который был связан с выполнением 12-ти рекомендаций», — отметил Ираклий Кобахидзе.

Повышение эффективности институтов — 2-й приоритет 

Одно из составляющих — парламентский контроль, относительно этого, по словам Кобахидзе, партия «Грузинской мечты» провела фундаментальные изменения, усилив надзорную функцию парламента, усовершенствовав конкретные нормы регламента, хотя до этого они были улучшены принятием Конституции 2018 года.

«По части интерпелляции у нас значительное изменение — удвоилось количество интерпелляций. Вы помните, на протяжении лет ни премьеры, ни министры не приходили в парламент, чтобы представить отчет перед парламентом и обществом. Данность сегодня — в любой день парламентской сессии министр обязан прийти и представить отчет относительно конкретных вопросов или общий отчет. То есть эти визиты уже стали ежемесячными. И теперь все в руках оппозиции: если она сможет воспользоваться в рамках своей компетенции этой фунцией контроля, то путь открыт», — отметил Кобахидзе.

Изменения коснулись также формата «час министра» — теперь министр обязан представить отчет заранее. И за один день можно выслушать только одного министра. Сократились сроки ответа, который соответствующие государственные ведомства обязаны предоставить на вопрос парламентария в проактивном формате — через обнародование информации, статистических данных.

Тематическое исследование — для того, чтобы запустить эту процедуру, «Мечта», согласно рекомендациям ЕС, понизила кворум.

Согласно новым поправкам, отныне отчет парламенту о деятельности ведомства должен будет представлять глава Службы госбезопасности — раньше от него этого не требовалось.

«Отныне глава Службы госбезопасности лично представит отчет о деятельности ведомства парламенту и общественности», — отметил Кобахидзе.

«Как видите, на уровне регламента были проведены значительные изменения. Законодательство полностью соответствует международным стандартам, а в ряде случаев — установлен стандарт повыше, чем есть в ряде стран Евросоюза. В итоге у парламента страны, в том числе — у оппозиции, серьезные рычаги для того, чтобы осуществлять эффективный надзор», — отметил Кобахидзе.

Реформа избирательной системы 

Главное изменение, по словам Кобахидзе, — это введение электронного голосования. На следующих парламентских выборах более 90% избирателей смогут зарегистрироваться и проголосовать с помощью этой формы голосования.

«Вы помните, было много спекуляций по поводу так называемых «каруселей» и другое. Проблему создавали несбалансированные бюллетени, протоколы и другое. Эти проблемы автоматически будут решены, спустя час после окончания выборов: к 21 часам более 90% голосов уже будут подсчитаны и опубликованы на сайте ЦИК, что фундаментально повысит уровень избирательных процедур», — отметил Кобахидзе.

Финансирование политических партий — вдвое уменьшился высший предел годовых расходов.

Что касается административных ресурсов, «Мечта» последовала рекомендациям ODIHR и удвоила штрафы в связи с использованием административных ресурсов.

Относительно Избирательной администрации — полное сертифицирование членов районных, участковых комиссий принято. А руководство комиссии избирается ее членами.

По части обжалований: повышены сроки, в которые лицо может уместиться, чтобы подать жалобу.

Касательно пересчета избирательных участков — принят автоматический пересчет. В случае дисбаланса, если он превышает 5 бюллетеней или недостача в минус 10 бюллетеней, в таком случае автоматически будут пересчитаны голоса на любом избирательном участке заново.

Маркирование избирателей коснется и тех граждан, которые голосуют с помощью мобильной урны для забрасывания бюллетеней.

Наблюдатели: местные наблюдательные организации смогут следить за процессом заседаний ЦИК — даже если в конкретный момент нет избирательного периода.

Кобахидзе отметил, что эти «фундаментальные изменения» в Избирательный кодекс были приняты расширенным консенсусом в парламенте.

Реформа государственной службы 

Утверждена стратегия реформы публичной службы 2023-2026 годов и план действий, который включает стратегию децентрализации, стратегию развития государственных сервисов, управления государственными средствами, цифрового управления, европейская антикоррупционную стратегию, план действий открытого управления Грузией.

Судебная система — 3-й приоритет

Парламент разработал и утвердил стратегию реформирования судебной системы, а также план действий.

«Мы предложили всем оппозиционным партиям предложить свой политический документ, исходя из того, что их включенность этом процессе была достаточно слабой, мы попросили их представить свою стратегию относительно реформирования судебной системы. В итоге только одна оппозиционная партия представила документ в несколько страниц. <> Что касается поправок в Органический закон, мы усовершенствовали процедуру избрания судей Верховного суда, по тем же стандартам установлено назначение судей 1-й и 2-й инстанции, изменения коснулись относительно процедуры обнародования судебных актов, а также эффективные правила обжалования для кандидатов в судьи Верховного суда, согласно рекомендаций Венецианской комиссии, обновлены рекомендации, которые касались командировки судей, перевода, политического нейтралитета судей, а также улажены регуляции относительно дисциплинарной процедуры в отношении судей», — отметил Кобахидзе.

В первом чтении были приняты поправки касательно нового правила избрания генерального прокурора —  однако по этому вопросу еще предстоят консультации с Еврокомиссией, чтобы прийти к консенсусу.

Избрание членов Высшего совета юстиции — это был сложный процесс, отметил Кобахидзе, предстоит избрать еще двух представителей.

Антикоррупционные мероприятия — 4-й приоритет 

Одно из главных требований — создание Антикоррупционного бюро, что и было сделано, отметил лидер «Мечты».

Этот орган наделен рядом функций — он занимается конфликтом интересов, мониторингом деклараций имущества должностных лиц, защитой обличителей, мониторинг финансирования партий, осуществление контроля и координации антикоррупционной политики. Глава Бюро избран на через инклюзивную и прозрачную процесс, в котором участие приняли представители НПО, офиса Народного защитника Грузии.

«Также было принято законодательство, которое связано с усилением институциональных возможностей двух служб — Специальной расследовательной службы и Службы защиты персональных данных: почти удвоен бюджет и человеческий ресурс, расширены полномочия проведения расследования и юрисдикция, усилены гарантии социальной защиты сотрудников, а также повышено обязательство подотчетности обеих служб», — заявил Кобахидзе.

Деолигархизация — 5-й приоритет 

Кобахидзе напомнил, что сначала партия власти последовала украинской модели законопроекта — скопировали закон, однако позже выяснилось, что эта модель не подходит Грузии, согласно видению европейских структур. Венецианская комиссия также рекомендует не индивидуальный, а системный подход к решению этого вопроса.

«Эта рекомендация была дана всем трем странам (Грузия, Украина, Молдова — прим. ред.). Хочу сообщить вам, какова ситуация у нас, что подтверждается международными исследованиями и рейтинги. Например, относительно антикоррупционных мер или мер против отмывания денег, касательно борьбы с организованной преступностью, отмечены открытость, прозрачность, фактор добросовестности правительства, свободные от коррупции государственные службы в сфере госуслуг — по всем этим направлениям мы — одна из передовых стран в регионе. И опережаем как Молдову, так и Украину. Безусловно, всегда есть ресурс для совершенствования, и мы готовы работать в этом направлении, однако для этого нам необходимо больше конкретики относительно того, что подразумевается под «системной реформой», — отметил лидер партии власти.

Ираклий Кобахидзе напомнил, что «Грузинская мечта» попросила больше конкретики относительно сути понятия «деолигархизация». Само же понятие содержит в себе, говорит Кобахидзе, персонифицированный подход.

«Само слово «деолигархизация» означает, что в стране есть олигархи, и  они не должны оказывать большого влияния на политику. Если мы не будем знать, кто подразумевается, кого имеют ввиду, в таком случае нам будет трудно осуществить «деолигархизацию». Исходя из этого, мы требуем большей конкретики от Еврокомиссии, от европейских структур, чтобы удалось прийти к соответствующей позиции», — отметил Ираклий Кобахидзе.

Борьба с организованной преступностью — 6-й приоритет   

Парламент Грузии утвердил план действий 2022-2024 года относительно борьбы с организованной преступностью, что подразумевает:

Разработан новый пенитенциарный кодекс, который подведен под европейские стандарты. Вошли поправки в закон об отмывании денег.

Медиасреда — 7-й приоритет Еврокомиссии

Осуществлены изменения в Закон о вещателе: одним из главных требований — обеспеччение гармонизации аудиовизуальной директивы. Этот закон был принят после того, как стал известен промежуточный отчет Еврокомиссии о выполнении Грузией 12-ти рекомендаций.

Права человека — 8-й приоритет

Что сказано в устном отчете Еврокомиссии по Грузии

Гендерное равноправие — 9-й приоритет Еврокомиссии

Включенность гражданского общества — 10-й приоритет Еврокомиссии

Координацией этого вопроса лично занимался и председатель парламента Грузии. Взаимодействие осуществлялось с национальной платформой форума гражданского общества Восточного партнерства — при их включенности было обеспечено партнерство представителей гражданского сектора в процессе выполнения 12-ти рекомендаций ЕК. От этой платформы в рабочую группу вошли два представителя.

«Исключение представляли несколько <неправительственных> организаций, которые со сцены требовали отставки правительства, они не участвовали в этом процессе», — отметил Кобахидзе.

Также по линии этой рекомендации было выполнено требование об открытости комитетских слушаний — принять участие в процессе могли представители гражданского сектора.

Председатель парламента возглавил парламентский совет по открытому управлению, согласно требованию рекомендации.

Исполнение решений Европейского суда по правам человека (Страбург) — 11-й приоритет Еврокомиссии

На основании этой рекомендации внесены поправки в законодательство, и отныне общие суды должны принимать во внимание соответствующие решения Страсбургского суда при вынесении своих решений.

Избрание Народного защитника — 12-й приоритет Еврокомиссии

«Вам известно, что мы избрали Народного защитника 96-ю голосами. Несмотря на то, что был серьезный буллинг со стороны оппозиции, нам удалось принять это решение и утвердить кандидатуру», — подытожил Ираклий Кобахидзе.

Требования Еврокомиссс к руководству Грузии в будущем

Это — 20 конкретных вопросов, связанных с вышеупомянутыми приоритетами.

Подытоживая свое выступление лидер «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе представил общую суть требований, подлежащих выполнению — 18 пунктов:

«Если подытожить все эти пункты, кроме последнего, видим, что никто не спорит, что мы чего-то не сделали: речь в основном о внедрении практики и конкретных шагах, которые необходимо сделать в этих случаях. Что касается принятия и разработки нового законодательства, только в 3-х случаях ведется речь: 1) относительно суда — нет конкретных требований, 2) деолигархизация — также требуется конкретика и 3) рекомендации MONEYVAL — также начат рабочий процесс и консультации продолжатся в постоянном режиме. Реально все это — вся статистика: руководство страны, в первую очередь, с включенностью парлаимента, выполнила все 12-ть приоритетов, представленные Еврокомиссией.

Впереди — несколько месяцев, в течение которых должна быть усовершенствована практика. Мы готовы для консультаций по законодательству этих трех сфер.

Еще раз хочу повторить для общественности и медиа: исходя из сказанного видим следующее: <> если мы углубимся в содержание, увидим, что мы принципиально выполнили приоритеты. Соответственно, мы и в прошлом году были готовы для получения статуса кандидата, хотя сегодня не существует никакого предлога для того, чтобы Грузии не был присвоен статус кандидата в члены Евросоюза», — заявил Ираклий Кобахидзе.

Лидер «Мечты» отметил, что в декабре 2023 года будет принято политическое решение — никто не знает, каким оно будет. Однако если говорить о решении, основанном на фактах, Грузия «обязательно» заслуживает, по мнению партии власти, присвоения статуса кандидата.

Еврокомиссия представила отчет — что сказано послам стран Евросоюза

 

 

 

Exit mobile version