Авторство поэмы грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» периодически ставится под сомнение. Существует множество версий. «Это не стоит серьезного ответа», — говорит в интервью «Радио Свобода» руствелолог, академик Элгуджа Хинтибидзе.
По словам ученого, есть версия о том, что поэму написала сестра грузинской Царицы Тамары и даже зять царя Давида Агмашенебели.
«Все это — абсурд. Несколько лет назад в России печаталось, что «Витязь в тигровой шкуре» — это перевод и что поэма была написана в 17 веке. Столько версий, что не стоит говорить об этом всерьез. Это происходит не только с Руставели. Например, в семи разных уголках Древней Греции утверждали, что Гомер происходил оттуда».
Существовала также версия, что «Витязь в тигровой шкуре» мог быть написан Демной Батонишвили — наследником престола. Но это — всего лишь предположение, не имеющее обоснования. Это объясняется тем фактом, что для грузин <поэма> отождествляется с историей Грузии».
По словам академика Хинтибидзе, возникновение версий об авторстве связано с тем, что у Грузии не осталось старых рукописей «Витязя в тигровой шкуре».
«Самая древнняя рукопись, которая у нас есть, датируется 17-м веком. Есть еще четыре страницы <поэмы>, датированные 16-м веком. Из-за этого кто-то может утверждать, что «Витязь в тигровой шкуре» был написана позднее. Но и подобные реакции — обычная история. Рукописи переписывались в монастырях, и <поэма> до последнего периода была неприемлема для церкви», — объясняет руствелолог.
Ученый называет еще несколько спорных версий авторства поэмы. Среди них — утверждение историка Прокофия Ратиани, который считал, что автором «Витязя в тигровой шкуре» может быть епископ Руствели, поскольку имена, которые заканчивались грузинским окончанием «эли», были только у епископов. Например, Кутатели, Самтавнели.
«Но у светских людей тоже были имена, оканчивающиеся на «эли» — например, Тмогвели, Гуриели», — отмечает Элгуджа Хинтибидзе.
Имя «Шота», говорит академик, что впервые упоминается в связи с Ашотом Куропалатом (также известный как Ашот Великий) — правителем княжества Тао-Кларджети и эрисмтавари-куропалатом Картли-Иберии — прим.ред.).
«Шота — это вариант имени Ашот. Нам известен Ашот Куропалат. То, что автора «Витязя в тигровой шкуре» зовут Шота, мы узнаем не из старых источников. Точно мы можем только сказать, что он — «Руствели», то есть вот его слова:»Я — Руствели по ремеслу» или: «сел я, Руствели, и сложил стих»… Самое раннее упоминание о Шота Руставели — у Теймураза Первого и относится оно к 1628 году», — сообщает академик Хинтибидзе.
О происхождении автора поэмы Шота Руставели грузинский ученый говорит, что предположительно, автор должен был происходить из Рустави.
«В Рустави была большая крепость, которая защищала страну с востока. Возможно, это был простой человек из Рустави, но это маловероятно. Существует также относительно новое мнение. Судя по всему, ранее существовала фамилия Руистовели. <> Больше мы ничего не знаем.
Наиболее научной и общепринятой версией является то, что автором «Витязя в тигровой шкуре» является Шота Руставели, который изображен на фреске монастыря Джвари. Об этом упоминается в монастырском Евангелии. Существует также сведение о том, что Шота, который занимал при дворе Царицы Тамары должность королевского казначея (мечурчлетухуцеси (груз.) — прим.ред.), принес большое подношение монастырю Джвари», — говорит грузинский академик.
По словам руствелолога, который исследует мировоззрение поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», произведение написано в 12-13 веках.
Отметим, что Цхинвальская поэтесса Сурат Джиджойты утверждает, что всемирно известная поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» написана не им, а Давидом Сосланом «из села Рустау, он был осетином — Царазоном».
Цхинвальская поэтесса: «Витязь в тигровой шкуре» написан Давидом Сосланом