Аналитики на Западе продолжают обсуждать результаты саммита НАТО — для Грузии, в частности.
В интервью «Голосу Америки» генерал США в запасе Бен Ходжес заявил, что не понимает, где находится Грузия, идя к НАТО. Эксперт отмечает, что виной тому — заявления представителей правительства Грузии, которые вносят сомнения в прозападном курсе страны.
«Это заявление (премьер Гарибашвили — о причинах вторжения РФ в Украину на Форуме глобальной безопасности — прим. ред.) для меня прозвучало так, будто Грузия не желает членства в НАТО, поскольку не желает вызвать еще большую агрессию России. Премьер не заявлял, мол, мы не заинтересованы в членстве в НАТО, но это звучало, как политическое решение, что не существует интереса <>. И когда премьер Грузии заявляет, что нападение России вызвано возможностью членства Украины в НАТО, — для меня это не звучит ободряюще», — отметил бывший главнокомандующий ВС США в Европе.
Гарибашвили: если Украина победила Россию, то зачем ей членство в НАТО?
Махал Барановски — региональный директор «Германского Фонда Маршала» заявляет, что не видит успеха правительства Грузии на пути сближения с НАТО.
«Мы видим участившееся повторение нарратива Кремля по такому вопросу, каковым является война в Украине — самый важный вопрос европейской безопасности.
Не так давно премьер практически повторил, что войну спровоцировала НАТО. Это действительно не содействует евроатлантической интеграции Грузии», — отмечает аналитик и добавляет, что на Западе на Грузию смотрят с тревогой:
«Мы смотрим на Грузию с беспокойством. Много критики вызвало восстановление прямого авиасообщения с Россией, как и «закон об иноагентах», который не был принят.
Искренне говоря, я не вижу положительного движения вперед из-за политической ситуации в Грузии. Надеюсь, Грузия найдет другой путь, чтобы сделать шаги вперед, вместо того, чтобы пребывать в состоянии стагнации, сидя на ограде и решая — сблизиться или нет с Западом», — заявил директор «Германского Фонда Маршалла».
Анна Борщевская, старший исследователь Вашингтонского университета, считает, что Грузия и Украина находятся в разных плоскостях не только в контексте членства в Альянсе, но и в контексте «внутренней повестки».
«Тот факт, что послания НАТО относительно Грузии остались неизменными, но изменились в отношении Украины, это становится очевидным, в первую очередь, из-за того, что Украина находится в эпицентре конфликта.
Вторая причина, вероятно, заключается в состоянии грузинской политики. Грузия по-прежнему стремится в НАТО, грузинский народ хочет европейской интеграции, и это отражено в Конституции. Но когда дело доходит до прогресса, с обеих сторон в этом отношении с годами накапливается разочарование.
Похоже, что из-за того, что не было достигнуто никакого прогресса, Грузия и Украина сталкиваются со схожими проблемами и находятся в схожих обстоятельствах. Однако эти две страны сильно отличаются друг от друга как геополитически, так и внутренне», — говорит Борщевская.
Линас Линкявичюс, бывший глава Минобороны и МИД Литвы, считает, что результат на саммите НАТО для Грузии- «не самый плохой».
«Это — сигнал, чтобы мы все это восприняли серьезно и то, что уже достигнуто, обещания, которые уже приняты, не перечеркнуто. Грузия вновь на этом пути. То же происходит и на пути членства в Евросоюзе — Грузию не упустили, ей дали европейскую перспективу… Это — сигнал для правительства Грузии и общественности. Мы — друзья Грузии. Я — не друг какого-либо конкретного правительства. Я желаю видеть успех Грузии. Считаю, что она заслуживает этого, но мы не будем делать все <, что нужно,> за вас. Вы это должны сделать для себя — сами», — заявил экс-глава МИД Литвы.
Премьер Грузии: причиной вторжения РФ в Украину стало желание Киева стать членом НАТО