После удара по Крымскому мосту остается загадкой, какие именно аппараты были использованы для этого. Взрывы произошли ночью, поэтому видеозаписей не осталось. Можно уверенно говорить лишь о том, что это были беспилотные, или, как говорят про плавсредства, безэкипажные катера, начиненные взрывчаткой.
Ночная атака на Крымский мост была спецоперацией военно-морских сил ВСУ и Службы безопасности Украины, сообщили Би-би-си источники в СБУ.
«Мост атаковали с помощью надводных дронов. Дойти до моста было сложно, но в конце концов это удалось сделать», — рассказал источник в СБУ. Других подробностей ведомство не предоставило.
В открытых источниках есть два свидетельства, которые могут очень приблизительно указывать на характеристики аппаратов.
Первое – это сообщение телеграмм-канала Mash, в котором утверждалось со ссылкой на собственную информацию, что дроны могли быть сделаны на основе водных мотоциклов.
«По нашей информации, в районе атаки у 145 опоры найдены обломки водных мотоциклов. Именно их ВСУ обучились модернизировать в БПЛА со взрывчаткой. Они идут к цели практически под водой, выглядывая на поверхность лишь на несколько сантиметров», – говорилось в сообщении.
Второе — две видеозаписи, сделанные, предположительно, накануне удара по мосту в районе Севастополя. 16 июля, как утверждают пророссийские телеграмм-каналы, Севастополь атаковали сначала воздушные дроны, а потом морские. Все они, как утверждается, были уничтожены.
В одном ролике видно, как в воде возле берега движется некий темный объект, по которому ведется огонь.
На втором – некое плавсредство, очень похожее на водный мотоцикл. Канал Mash, распространивший ролик, утверждает, что это безэкипажный катер. На видеозаписи показан взрыв на воде, возможно, это было уничтожение этого аппарата.
На Крымский мост, согласно одной из версий, которую написала газета «Коммерсант», всего было две атаки – в ходе первой к мосту пытались прорваться дистанционно управляемые гидроциклы со взрывчаткой, во второй – применялись «более совершенные штатные боевые, а не самодельные аппараты».
Взрывы произошли на поверхности воды в нескольких метрах от пролета и при этом были настолько сильными, что привели к повреждению железобетонной конструкции. Поэтому в обсуждениях в социальных сетях и прессе звучали разные оценки количества взрывчатки, необходимой для нанесения такого ущерба, но везде речь шла о нескольких сотнях килограммов – вплоть до 500.
Ударный гидроцикл
Если аппарат, который показан на видео Mash, действительно ударный морской дрон ВСУ, созданный на базе водного мотоцикла, то в его конструкцию нужно было внести много изменений.
Во-первых, гидроциклы сделаны не для дальних путешествий. Их изначально разрабатывали для спорта, отдыха и развлечений. Это быстрые катера, рассчитанные на перевозку от одного-двух, максимум, трех человек. И самое важное в нем не дальность, а скорость.
Для ударного безэкипажного катера скорость и маневренность тоже важны, но скорее на последнем участке — во время захода на цель.
Но не менее важна для него и дальность, потому что запускают такие дроны на большом расстоянии. Подойти на большом судне близко к цели слишком опасно, потому что его могут заметить.
Максимальная дальность гидроциклов по подсчетам разных источников составляет примерно от 130 до 270 километров. Она зависит от конкретной модели аппарата, массе полезной нагрузки, скорости и направлении ветра, водных течений, солености воды, температуры воды и воздуха и, наконец, от режима работы мотора.
Если посмотреть на карту, то 270 километров, это примерно середина Черного моря. Однако такая дальность может быть достигнута только в идеальных условиях, и при этом сам аппарат должен идти по прямой, не совершая маневры, в максимально экономичном режиме.
И, вероятно, не должен быть полностью загружен. Максимальный вес, который может перевозить средний гидроцикл, составляет для крупных моделей около 270 килограммов.
Однако, поскольку речь идет о безэкипажном катере, то на нем должна находиться аппаратура управления, связи, навигации. Это тоже снизит его полезную нагрузку.
Поэтому многие комментаторы усомнились в том, что мост можно было бы взорвать одним или двумя гидроциклами.
Утверждение источника Mash о том, что гидроциклы могли «идти к цели практически под водой, выглядывая на поверхность лишь на несколько сантиметров», тоже вызывает сомнения, поскольку это увеличило бы сопротивление воды и снизило дальность действия.
Украина получала безэкипажные морские аппараты из-за границы. С начала полномасштабного вторжения России западные партнеры передали Украине несколько морских дронов.
В частности, это публично сделала Великобритания. Однако предоставленные ею в августе 2022 года шесть беспилотных аппаратов REMUS-100 являются небольшими по размерам подводными дронами, которые используются исключительно для разминирования.
Ударные аппараты ВСУ
Украина уже применяла безэкипажные аппараты против российских сил на море.
Самой успешной атакой был рейд безэкипажных катеров 29 октября 2022 года, когда нескольким аппаратам удалось прорваться к стоянке кораблей и, по данным британской разведки, повредить тральщик «Иван Голубец» и фрегат «Адмирал Макаров».
После этого ВСУ совершили еще несколько попыток атаковать Севастополь. Как минимум, одна атака была выполнена против корабля в открытом море.
Утром 24 мая три морских дрона атаковали российский разведывательный корабль «Иван Хурс», который, как сообщило российское минобороны, находился в 140 километрах к северо-востоку от пролива Босфор.
Российские военные утверждают, что все три катера были уничтожены, но ВСУ опубликовали видеозапись с камеры одного из них, и на этих кадрах видно, что дрон смог добраться до корабля вплотную. Впоследствии, правда, Россия показала фотографии «Хурса», который вернулся в Севастополь своим ходом.
Как написал в своем блоге независимый военный аналитик, специалист по морским военным вопросам Эйч-Ай Саттон (H I Sutton), в открытых источниках в 2022-2023 годах фигурировали несколько типов различных безэкипажных катеров, а также один подводный аппарат.
Тактико-технические характеристики по крайней мере одного из них известны. В ноябре 2022 года Украина начала сбор средств на постройку флота таких дронов. Кампанию прорекламировал в своем официальном телеграмм-канале президент страны Владимир Зеленский.
Длина аппарата — 5,5 метра, дальность — 800 километров, автономность — 60 часов, максимальная скорость — 80 километров в час, боевая часть — 200 килограммов.
Судя по иллюстрациям, сделанным Эйч-Ай Саттоном, все украинские катера имеют более-менее одинаковые размеры, и, следовательно, соизмеримую полезную нагрузку.
Вероятно, характеристики более поздних моделей могли отличаться в дальности, скорости, либо в системах связи, навигации и управления.
Как можно защититься от морских дронов?
После удачной атаки на Севастополь в октябре многие комментаторы в интернете объявили о начале новой эры в войне на море. Тогда действительно казалось, что малозаметные безэкипажные катера могут на скорости подойти к кораблям и нанести им серьезные повреждения.
Однако, несмотря на кажущуюся новизну такого средства поражения, у морских дронов оказалось много общего с давно существующими аппаратами – быстроходными катерами и торпедами. А против каждого из таких средств уже давно разработана тактика борьбы.
Корабли в море или на рейде могут защитить себя различными средствами обнаружения и скорострельными пушками и пулеметами, при помощи которых можно эффективно бороться с небольшими аппаратами.
Кроме того, крупные цели, такие как бухты и корабли в них, мосты, буровые платформы и прочие объекты можно защищать боновыми заграждениями – соединенными в длинную «цепь» плавучими буями. Такие заграждения могут помешать надводным аппаратам.
Против подводных можно применять специальные сети. В военном деле стальными сетями защищают корабли и различные объекты от ударов торпед.
Это самые простые способы, которыми можно было бы защитить мост от ударов беспилотников. Однако исходя из того, что украинские безэкипажные катера смогли добраться и повредить мост, можно предположить, что это сделано не было.
Есть и более сложные системы – гидроакустическая аппаратура береговой охраны, радиолокационные станции для отслеживания перемещения объектов на поверхности моря.
Не исключено, что небольшие безэкипажные катера трудно обнаружить радиолокаторами, но, несмотря на то, что мост в аннексированном Крыму занимает очень важное место в российской пропаганде, такие системы либо не были задействованы, либо не сработали.
Такие системы действительно эффективны против аппаратов, которые управляются дистанционно, по радиосвязи. Кроме того, они могут воздействовать и на системы спутниковой навигации, которые применяют автономные дроны.
Однако, несмотря на утверждения, что в районе моста развернуты средства РЭБ, они также либо не смогли помешать ударам морских дронов, либо в тот момент бездействовали.