27 июля самолет с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили приземлился в аэропорту города Чэнду провинции Сычуань. Несмотря на то, что администрацией правительства был анонсирован визит с целью присутствия на открытии Всемирных студенческих игр, из КНР премьер вернулся с соглашением о стратегическом партнерстве.
О договоренности Тбилиси и Пекина первым сообщил генсек ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпинь, после опубликовали текст документа, который определяет тесное сотрудничество между странами по четырем направлениям: политическому, экономическому, международному и межкультурному. И если последние три пункта вопросов не вызвали, история с политической частью соглашения некоторых смутила.
Китайско-грузинские отношения ведут свой отсчет с 1992 года и всегда были сосредоточены в основном на экономическом взаимодействии. Китай – один из крупнейших торговых партнеров Грузии – он среди лидеров и по экспорту, и по импорту. Тбилиси и Пекин оформили соглашение о свободной торговле в 2017-м. Китай – один из крупнейших инвесторов в Грузию, преимущественно концентрируется на масштабных инфраструктурных проектах. Грузия, к слову, важное звено т.н. среднего коридора в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Впрочем, новое соглашение, как считают оппоненты власти, может иметь последствия для отношений Грузии с США, ЕС и НАТО.
Главным стратегическим партнером Грузии на сегодняшний день являются США, что определено хартией от 2009 года, подписанной между странами вскоре после августовской войны. В Вашингтоне считают: Китай представляет собой серьезную угрозу стабильному международному порядку. Действующий президент Джо Байден после прихода к власти предупредил: США «должны подготовиться к длительному стратегическому соревнованию с КНР».
Скепсис по отношению к Китаю давно назрел и в НАТО. На Вильнюсском саммите в июле этого года было принято коммюнике, где прописано, что «Заявленные амбиции и политика КНР противоречат интересам, безопасности и ценностям» Альянса, а «Углубление стратегического партнерства между Китаем и Россией и их продолжающиеся усилия по подрыву международного порядка, основанного на правилах, противоречат ценностям и интересам» НАТО.
Новое соглашение, по мнению ряда экспертов, не вяжется и с евроатлантическими устремлениями Грузии. В частности, с тем, что Тбилиси пошел на политическое сближение с авторитарным государством. Китай управляется одной коммунистической партией. В Индексе демократии британского издания The Economist КНР на 156-й позиции из 167-ми стран. Примечательно, что о стратегическом партнерстве сообщили в преддверии пересмотра решения о предоставлении Грузии статуса страны-кандидата в ЕС.
Конечно, Китай заключил партнерские соглашения со многими другими странами мира и международными организациями. Крупнейшими торговыми партнерами КНР являются те же США и ЕС. Но кто-то среди критиков «Грузинской мечты» на днях сказал, что решающее значение в дипломатии имеет время. И для оформления стратегического партнерства с Пекином оно было не самым подходящим.
Подпишись на нас в соцсетях:
URL: https://sovanews.tv
Facebook: https://www.facebook.com/sovanews/
Instagram: https://www.instagram.com/sovanews.tv/
Twitter: https://twitter.com/sovanews