НПО «Центр по правам человека» публикует заявление в связи с трагедией в Шови. Неправительственная организация напоминает, что право человека на жизнь защищено стетьей 10 Конституции Грузии.
Кроме того, правозащитный центр напоминает, что, согласно Европейской конвенции о защите прав человека, именно на правительство возлагается обязанность защищать права каждого гражданина на жизнь.
Для того, чтобы избежать риска оползней, правительство обязано принимать соответствующие превентивные меры и иметь эффективные ответные меры для защиты права своих граждан на жизнь. Организация приводит в пример дело, которое разбиралось в Европейском суде.
По итогам судебного разбирательства Европейский суд по правам человека постановил: «поскольку правительство не смогло обеспечить адекватное превентивное и экстренное реагирование, <> на государство была возложена обязанность возместить материальный и моральный ущерб пострадавшему», — говорится в сообщении организации.
Правозащитный центр призывает следственные органы провести расследование объективно, всесторонне и эффективно, чтобы — в случае установления вины соответствующих государственных органов — все лица, причастные к преступлению, были привлечены к ответственности.
Организация считает, что важно провести процесс расследования таким образом, чтобы ответить на все вопросы, представляющие большой общественный интерес, включая:
- какие превентивные меры были предприняты во избежание трагедии?
- функционировала ли система предварительного сигнала — предупреждения о чрезвычайных ситуациях?
- поздно ли мобилизовали оборудование, предназначенное для проведения спасательных работ?
- внесены ли выжившие и пропавшие без вести люди в соответствующие списки и разумно ли ведутся розыскные мероприятия?
- было бы жизненно важным принять помощь от других стран для того, чтобы эффективно справиться с последствиями стихийного бедствия?
Правозащитный центр подчеркивает, что важно привлечь все соответствующие ведомства и должностных лиц к ответственности, если: реагирование на стихийное бедствие было неэффективным, а также если будет установлено, что государственные органы имели возможность спрогнозировать стихийное бедствие и хотя бы проинформировать население, чтобы сократить число жертв.