Кандидат в президенты Эквадора Фернандо Вильявисенсио был убит в Кито, менее чем за две недели до выборов, которые пройдут 20 августа.
Выстрелы раздались в тот момент, когда он садился в машину у здания бывшей школы в финансовом районе столицы Эквадора, где за несколько минут до этого встречался с избирателями.
Подозреваемый в убийстве был ранен в перестрелке с сотрудниками службы безопасности и позже скончался, говорится в заявлении генеральной прокуратуры. Еще девять человек получили ранения, в том числе кандидат в депутаты конгресса и два сотрудника полиции.
Через несколько часов после убийства были арестованы шесть человек.
Вильявисенсио имел серьезные шансы на выход во второй тур выборов, и его убийство наверняка обострит и без того неспокойную политическую обстановку в стране. Действующий президент Гильермо Лассо, распустивший в этом году конгресс, чтобы избежать импичмента, созвал в Кито свой совет безопасности и пообещал привлечь убийц Вильявисенсио к ответственности.
Лассо, который не участвует в предстоящих выборах, заявил, что возмущен и шокирован убийством политика: «Организованная преступность прошла долгий путь, но на них обрушится вся тяжесть закона», — добавил он.
Кандидат от социалистов Луиза Гонсалес, лидирующая в опросах, заявила: «Этот подлый поступок не останется безнаказанным».
Бывший вице-президент и один из кандидатов Отто Зонненхольцнер также выразил свои глубочайшие соболезнования и солидарность семье Вильявисенсио.
Ответственность за покушение взяла на себя преступная группировка Los Lobos («Волки»). Это вторая по величине банда в Эквадоре, насчитывающая около 8000 членов, многие из которых находятся за решеткой.
Как полагают, Los Lobos связана с базирующимся в Мексике преступным картелем «Новое поколение Халиско» (CJNG), для которого она занимается торговлей кокаином.
По данным одного из опросов, опубликованным в среду, Вильявисенсио занимал второе место по популярности: его поддерживали 13,5% избирателей. Как и другие основные кандидаты — от социалистки Луизы Гонсалес до бывшего солдата французского Иностранного легиона Яна Топича – он строил свою кампанию на борьбе с коррупцией и верховенстве закона.
До избрания в законодательное собрание в 2021 году 59-летний Вильявисенсио был одним из самых известных эквадорских журналистов.
Он получил известность во время правления президента Рафаэля Корреа в 2007–2017 годах, расследуя коррупционные скандалы, связанные с кредитами из Китая, и незаконное финансирование избирательных кампаний.
В ходе предвыборной кампании он обещал в случае избрания пересмотреть контракты с иностранными нефтяными и горнодобывающими компаниями и критиковал слишком щедрые, по его мнению, сделки с такими компаниями, как PetroChina, Halliburton. и SLB.
Он также обещал занять жесткую позицию в отношении кокаиновых картелей.
Войны картелей
Обозреватели отмечают, что убийство Вильявисенсио, находившегося вдобавок под охраной полиции после неоднократных угроз, развеивает всякие иллюзии относительно хода войны с организованной преступностью в Латинской Америке. Ни о каком переломе говорить не приходится.
Выборы в Эквадоре не привлекали внимания мировой общественности, но рассматривались как своего рода проверка институтов страны на прочность в борьбе с организованной преступностью.
В результате постоянных войн между кокаиновыми картелями Эквадор, считавшийся относительно безопасной страной, по количеству убийств на душу населения в прошлом году обогнал Мексику и Колумбию.
Расположенный между Колумбией и Перу — двумя ведущими мировыми поставщиками кокаина, — до недавнего времени Эквадор практически не сталкивался с противостоянием картелей, превратившим соседние страны в поле боя.
Однако эквадорские порты приобретают все более важное значение для поставок наркотиков в США и Европу, разные группировки активно борются за контроль над ними. В результате за последние пять лет количество убийств в стране выросло в четыре раза.
Убийство Вильявисенсио ставит вопрос о том, насколько теперь могут укрепиться позиции сторонников жесткой линии.
Некоторые региональные лидеры высоко оценивают драконовскую политику президента Сальвадора Найиба Букеле, отправившего за решетку десятки тысяч подозреваемых участников уличных банд, зачастую в обход общепризнанных юридических процедур.
Уровень поддержки Букеле в Сальвадоре позволяет считать его самым популярным президентом в Латинской Америке.