Глава МВД Грузии Вахтанг Гомелаури заявил, что 3 августа, в день стихийного бедствия в Шови, не было необходимости, чтобы пилот рисковал своей жизнью в ночное время, поскольку люди оставались в безопасности и их жизни ничего не угрожало. Так министр, посетивший эпицентр трагедии 13 августа, ответил на вопрос о том, почему не было принято решение о продолжении спасательной операции в Шови в ночь с 3 на 4 августа.
«Не было необходимости рисковать <ночью>, поскольку пилот на вертолете тоже мог упасть. Ночью рискованно. Это ведь ущелье, горы, деревья. Возможно все, ведь ночью нет такого видения, <как днем>. Вертолет может за что-то зацепиться, как это случилось… и до сих пор ведется расследования трагедии в горах Казбеги, в Гудаури. И там пилоты рискнули потому, что человек был жив и боролся со смертью,но случилась трагедия. То же самое может повториться.
А когда <люди> находятся на горе в безопасности, где не случится оползень или река не поднимется, то почему <пилот> должен рискнуть, да ведь?», — ответил Вахтанг Гомелаури.
Глава ведомства подчеркнул, что на место трагедии вертолеты прибыли через три часа, поскольку «мигом выехать, как на машине», на вертолете невозможно.
«Вертолет — это не велосипед и не машина, чтобы сесть в него и мигом выехать. Его надо подготовить. К тому же погодные условия были очень плохими: почти два часа они облетали облака, чтобы попасть в зону бедствия. Однако все равно поработали, усадив на борт до 70 человек», — заявил министр.
Гомелаури сообщил, что в распоряжении МВД есть средства для осуществления ночных полетов, но когда жизни тех, кого надо спасать, ничего в конкретный момент не угрожает, приходится делать выбор, чтобы не рисковать жизнями пилотов.
«Стемнело. И исходя из того, что была опасность, мы не стали рисковать. На второй день мы вывели остальной персонал. Что касается того, почему они не летали ночью, отвечу: я сто раз объяснял, что — кто разбирается в авиации, все понимают: у нас есть средства для осуществления ночного полета, мы приобрели их, можем летать. Но есть очень большой риск.
И если в тот момент жизни человека ничего не угрожает, чтобы пилоту пришлось рискнуть своей жизнью, то <вылет в подобной ситуации> является нецелесообразным и недопустимым. Неужели нельзя уже утром вывести людей за три часа? <Или стоит> рискнуть и погубить вертолет и пилота?!», — заявил министр внутренних дел Грузии.
Глава Службы ЧС: в Шови перепроверено 60% земельной массы на территории 26 га
Глава МВД сообщил, что на балансе ведомства шесть вертолетов — у департамента пограничной полиции, но все они — советского производства, а министерство скоро закупит три новых, европейского производства.
«Три новых вертолета уже приобретены у Франции. Первый должен поступить в марте (2024 года). Оставшиеся два — уже в следующем году. Вертолет — это ведь не автомобиль, чтобы выйти на рынок и сразу его купить. Мы в процессе <закупки вертолетов> уже несколько месяцев. Следует выстоять очередь <прежде чем закупить их>. Мы работали над этим год, несколько месяцев. Пилотам требуется пройти учения, чтобы овладеть навыками работы на них.
Отмечу, что имеющийся вертолет также в силах выполнить то же самое, что и новый. Просто те вертолеты — новые. Они более усовершенствованы. А эти — советские. Но технически все отлажены. Ежегодно они проходят технический осмотр», — заключил Вахтанг Гомелаури.
Глава МВД Грузии также выразил соболезнования семьям погибших в Шови.
«На месте делается максимум того, что можно было сделать. 60% земляной массы уже перепроверены. Скорее всего, столько же дней потребуется для того, чтобы проверить всю массу сошедшего селя. <> Вероятно, мы проведем работы и ниже реки Риони, поскольку, возможно, оползень мог снести вниз.
На вопрос, если бы в регионе Рача ранее разместили систему предварительного оповещения, можно ли было избежать или свести к минимуму человеческую трагедию в Шови, министр ответил:
«Зависит от того, с какой скоростью двигался оползень. Если он сошел за миниту, ничего не удалось бы предпринять. Если потребовалось 10-12 минут, то… об этом уже эксперты должны сказать», — заявил Гомелаури.
Напомним, в первые дни трагедии в Шови глава МВД Грузии не смог появиться, как сообщалось, из-за «состояния здоровья близкого человека» и прибыл в зону стихийного бедствия на 11-й день после схода оползня в Рача.
Курорт Шови (регион Рача) стал местом трагедии 3 августа — сошел оползень. Поднявшаяся река снесла автомобильный мост. На место трагедии вылетели 2 спасательных вертолета пограничной полиции для эвакуации населения. Из зоны стихийного бедствия вывезены 210 человек.
По последним данным, обнаружены тела 24 человек, идентифицированы 20 человек. Пропавшими без вести считаются 9 лиц. В муниципалитете Они продолжаются поисково-спасательная операция.