Жители оккупированного Цхинвальского региона могут остаться без зарплат, сообщает «Эхо Кавказа». На днях в Цхинвали бастовали водители общественного транспорта — им задержали зарплату за три месяца. Позже свой протест выразил и технический персонал многопрофильного медцентра Цхинвали.
«В республике колоссальный дефицит бюджета, такого не наблюдалось последние 30 лет, в октябре бюджетникам просто не из чего будет платить. В тот же день по отмашке из администрации президента деньги для водителей были найдены, забастовщикам заплатили за один месяц и пообещали не затягивать с оставшимися долгами», — пишет издание.
О кризисе в регионе и бездействии лидера Цхинвали Алана Гаглоева пишет Telegram-канал Bonvarnon:
«Гаглоев как будто живет в параллельной реальности. Раз уж он не может принять никаких решений, то реальная реальность скоро очень больно ему о себе напомнит. Но это полбеды. Плоды недееспособности власти Южной Осетии ощутят на себе все ее граждане. Прежде всего бюджетники».
Источники в де-факто правительстве Цхинвали сообщают, что деньги могут закончится уже в октябре 2023 года.
Одной из причин финансового тупика являются поправки в де-факто бюджете оккупированного региона: 20 июня так называемый парламент Южной Осетии принял поправки в бюджет, предполагающий «небывалый дефицит» – 9,2% или 817 млн рублей (дефицит, согласно де-факто закону региона, не может превышать 5%).
Вторая причина — «многоставочники», то есть люди, которые работают на нескольких местах одновременно, получая зарплаты за троих, например. Аудиторы казначейства РФ выявили эти факты нарушения. Выявлены и факты злоупотребления в расходовании средств, которые выделила Москва.
Поэтому в начале года Минфин России урезал финансирование региона на 284 млн рублей «по причине СВО» в Украине. Однако, пишет издание, «депутаты восприняли новость иначе: Россия урезала трансферты на сумму выявленных нарушений».
Вскоре после проверки, 4 августа, Россия подписала с Цхинвали специальное соглашение «О содействии реализации государственной программы социально-экономического развития республики Южная Осетия на 2022-2025 годы». Региону стоило сократить раздутые штаты «бюджетников» до «разумных пределов», чего в итоге сделано не было. Цхинвали сталкивается с сопротивлением «бюджетников» на месте.
«В рядах бюджетников формируются настоящие коалиции, которые грозят перейти в оппозицию, если их интересы будут ущемлены. <> В результате реальные расходы на зарплату хоть и несколько сократились, но все же оказались больше, чем предусмотренные бюджетом, то есть чем профинансированные Россией. Поэтому деньги на зарплату заканчиваются быстрее, чем бюджетный год. По подсчетам источников из Дома правительства, в октябре платить уже будет нечем», — поясняет издание.
В Цхинвали считают, что в четвертом квартале дыра в де-факто бюджете может оказаться размером в миллиард рублей. Источники в так называемом правительстве считают эту цифру завышенной и склоняются к цифре 750-800 миллионов.
Напомним, Москва полностью финансирует Цхинвальский регион – начиная от зарплат и пенсий, социальных выплат, заканчивая спецпроектами. Без российских дотаций Цхинвали трудно залатать даже дорожное покрытие — на все «своих» денег не хватит.
За 14 лет финансовой зависимости от Кремля громадную долю «бюджета» составляли и составляют российские вливания. В 2022 году бюджет представлен 8,7 млрд рублей. Из них российские — 7.2 млрд рублей (соцвыплаты и инвестпрограмма). Остаток – 1.5 млрд рублей.
Откуда эти 1.5 миллиардов? Это, как заявляют в Цхинвали, «свои» деньги — запланированные собственные доходы от налогоплательщиков.
И самыми крупными налогоплательщиками, по версии Цхинвали, являются российские дочерние компании: «Газпром Трансгаз Ставрополь – Цхинвальский эксплуатационный пункт», «Международный расчётный банк», подконтрольный «Мегафону» оператор сотовой связи «Остелеком», «Энергоресурс-Южная Осетия». Словом, так выглядит финансовая «независимость» оккупированного региона.