Швидлер, гражданин США и Великобритании с состоянием 1,6 млрд долларов, просил признать санкции против него незаконными и снять арест с активов, включая два самолета, которые уже больше года пылятся в ангаре лондонского аэропорта.
Швидлер попал под санкции после российского вторжения следом за Абрамовичем, с которым имел общие интересы в нефтяной «Сибнефти» и металлургическом «Евразе».
Власти Британии включили в санкционный список 1600 человек. Они говорили, что санкциями хотят добиться, чтобы бизнесмены повлияли на Владимира Путина или хотя бы перестали вкладывать деньги в стратегические отрасли России и тем самым подорвали возможности Кремля вести захватническую войну против Украины.
Швидлер, как и многие другие, в ответ утверждал, что Путина годами в глаза не видел, повлиять на него никак не может, а от российского бизнеса давно избавился.
Арест активов не дает нормально жить, утверждали адвокаты Швидлера в суде. Семья страдает, дети вынуждены были уйти из английских школ и уехать к нему в США, и теперь мать видит их урывками, поскольку живет в Великобритании, но, в отличие от Швидлера, у нее нет гражданства или вида на жительство в США.
Судья Нил Гарнэм отверг все аргументы адвокатов Швидлера и в пятницу вынес решение в пользу правительства Британии.
Плохие новости для олигархов
В Британии санкции вводит Форин-офис — министерство иностранных дел. Туда же можно обратиться с прошением снять ограничения. Иногда такие прошения удовлетворяются.
Таким образом от санкций избавились создатель «Тинькофф банка» Олег Тиньков и бывший зампред Сбербанка Лев Хасис.
Швидлер тоже пошел таким путем, однако ему удалось добиться только частичного пересмотра причин, по которым его включили в санкционный список, но не избавиться от санкций.
Поэтому он обратился в суд. А поскольку в Англии прецедентное право, исход его дела фактически предопределит судьбу аналогичных разбирательств в будущем.
У Швидлера при этом было больше шансов выиграть суд, чем у кого бы то ни было, поскольку он — единственный бизнесмен без российского гражданства в британском санкционном списке на 1600 персон.
Отмены британских санкций также добивались российские миллиардеры Михаил Фридман и Петр Авен. Они тоже жили в Британии, когда началась война. За них вступились российские оппозиционеры, но Форин-офис санкции не снял. Более того, за недели, которые прошли между судебным заседанием по иску Швидлера и вынесением сегодняшнего решения, против Фридмана с Авеном санкции ввели еще и США.