Site icon SOVA

Последнее предупреждение: визит Жозепа Борреля в Тбилиси и шансы Грузии на вступление в ЕС

376411596 687654423395574 8954824500783805293 n политика featured, Грузия-ЕС, Жозеп Боррель, Ираклий Гарибашвили

Визит европейского топ-дипломата в страну, которая стоит на пороге исторического решения – получения статуса кандидата в члены ЕС – оказался весьма неожиданным. Поездки такого высокого уровня, как правило, анонсируются гораздо раньше, чем за неделю. Но спустя три дня после инициирования «Грузинской мечтой» процесса импичмента Зурабишвили (ее обвинили в «антиконституционном» решение отправиться в европейское турне и провести встречи с европейскими лидерами, чтобы заручиться их поддержкой в вопросе статуса) на сайте Службы внешних связей Евросоюза появилась информация о визите Борреля. При этом новость не стала для «Мечты» поводом отказаться от своей идеи, которая, очевидно, наносит урон европейскому будущему страны. Икак говорят по итогам встреч его участники, визит оказался очень сложным для правящей «Грузинской мечты».

После торжественного приема в здании офиса представительства Евросоюза в Тбилиси Жозеп Боррель сделал свой первый официальный комментарий, озвучив устоявшийся постулат: двери ЕС открыты для Грузии, и Евросоюз поддерживает страну на пути к членству в европейскую семью. Но добавил четкое «но».

«Статус кандидата нужно заслужить серьезными реформами и приверженностью европейским ценностям, и, честно говоря, в этом отношении предстоит еще много работы».

Еще за пару часов до того, как самолет с европейским дипломатом приземлился в Тбилисском международном аэропорту, грузинское издание Civil.ge опубликовало интервью с верховным представителем. В нем Боррель подчеркнул, что в Брюсселе ожидают соответствия Грузии решениям и действиям внешней политики ЕС. Но в отличие от стран расширения, которые выполняют это обязательство на 100%, уровень согласованности Грузии на довольно низком уровне – 43%.

«Это имеет большое значение для ЕС, поскольку наша внешняя политика определяется консенсусом. При низком уровне согласия в 43% Грузия показывает, что у нее есть потенциал подорвать такой консенсус. И это не то, что государства-члены воспринимают легкомысленно».

Одна из основных версий в оппозиционных кругах гласит, что приезд Борреля – это последний сигнал и предупреждение для использования оставшегося времени на повышение этого процента. И главное условие для этого – «начало работы» над необходимыми реформами, то есть выполнением 12-ти приоритетов Еврокомиссии.

«Грузинская мечта» vs президент: импичмент за европейское турне или электоральный суицид

Но в самой правящей «Мечте» в вопросе выполнения рекомендаций чувствуют себя уверенно и встречают дипломата «гордо выпрямившись». Всего за несколько минут до прибытия Верховного представителя ЕС министр иностранных дел Илья Дарчиашвили заявил журналистам, что власти проделали «огромную работу», которая касается 12 рекомендаций. Лидер «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе ранее и вовсе говорил, что все 12 пунктов «принципиально» выполнены.

Однако эта версия расходится с промежуточным отчетом Еврокомиссии, согласно которому Грузия «полностью выполнила» лишь три рекомендации из дюжины. Прежде всего, по словам Борреля, сейчас необходимо провести деполяризацию, деолигархизацию, а также реформу судебной и избирательной систем. Одним из самых проблематичных оказалась пункт о деолигархизации. Еще в июне Венецианская комиссия опубликовала неутешительное заключение по проекту соответствующего закона. Она призвала грузинские власти не принимать его в существующем виде. В «Грузинской мечте» к критике отнеслись отрицательно, заявив, что готовы отозвать законопроект только в том случае, если Еврокомиссия уберет пункт о деолигархизации из 12 рекомендаций. Как стало известно по итогам встречи Борреля со спикером парламента Шалвой Папуашвили и депутатами, теперь власти передали ЕС 7-пунктный план действий по деолигархизации, содержание которого пока остается неизвестным.

Еще одним невыполненным и важным пунктом остается деполяризация. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в ходе совместной пресс-конференции с еврокомиссаром заявил, что после определения 12 рекомендаций «поляризация не то, что сократилась, а напротив, усилилась». И обвинил в этом «радикальные силы».

«Я подразумеваю партию прежнего руководства Грузии – самые антиевропейские силы пытаются саботировать этот процесс. Именно для них предметом спекуляций является тема присвоения статуса кандидата в ЕС. Радикальные силы используют это для того, чтобы устроить в стране дестабилизацию, чтобы страна не получила статус кандидата».

Премьер даже выставил Евросоюзу ответные условия: страна должна получить статус кандидата, если «европейские друзья действительно хотят положить конец поляризации Грузии».

Но Боррель подчеркнул: эту проблему могут решить только грузины. И дал ясно понять, что поляризация, которая в целом является частью демократического процесса, в Грузии носит вредоносный характер.

«Когда критика идет в другом направлении, когда нет сотрудничества, когда нет инклюзивности, когда качество политических дебатов не позволяет сторонам сотрудничать и не отражается на национальных усилиях и духе, тогда это вредит процессу».

С ЕС или без: почему властям Грузии выгодны оба сценария

По словам Борреля, сегодня все усилия должны быть сосредоточены на снижении политической напряженности, и эта политическая и историческая возможность не должна быть упущена.

«Не упустить возможность» в переводе с дипломатического языка означает безоговорочно выполнить взятые на себя обязательства. Только так можно будет получить официальный статус кандидата.

Накануне глава европейского отдела Радио Свобода Рикард Йозвиак поделился мнением, что Боррель не собирается выслушивать от официальных лиц в Тбилиси жалобы, дескать ЕС «несправедливо относится к Грузии». И визит «многое решит», поскольку он – «последняя попытка», и доброй воли в отношении Тбилиси «почти не осталось».

Но тон, выбранный «Грузинской мечтой», оказался как все же претенциозным. По словам оппозиционных депутатов, присутствовавших на встрече Борреля с членами парламента, представители «Мечты» стали объяснять посланникам Брюсселя, «как сама Европа должна измениться, чтобы заслужить Грузию». Члены партии власти доказывали Боррелю, почему «решение ЕС было несправедливым». Еврокомиссар лишь указал на рекомендации, из-за которых Грузия и статус не получила.

«Такой напряженной встречи с европейскими коллегами я не припомню ни в Грузии, ни за пределами страны», – отметила член «Еврооптимистов» Хатиа Деканоидзе.

Во время своего вояжа Жозеп Боррель негативно оценил процесс импичмента президента, который затеяла власть в тот момент, когда Саломе Зурабишвили делала шаги навстречу Западу.

«Это риск, который еще больше обострит ситуацию и усилит поляризацию. Все институт должны работать вместе, сообща и решительно поддерживать страну на европейском пути».

Преградой на пути в Европу является и ряд сделанных правительством шагов, сигнализирующих о сближении Тбилиси с Москвой. Среди них – восстановление прямых полетов с РФ. Боррель, находясь в Грузии, высказал сожаление по этому факту. Сказал ОБ этом он и в опубликованном накануне визита интервью:

«Мы очень сожалеем о решении правительства разрешить возобновление авиасообщения с Россией и позволить лицам, находящимся под санкциями, въезжать на территорию Грузии. Эти решения противоречат политике ЕС и международным усилиям по изоляции России на международном уровне из-за ее незаконной войны и зверств в Украине».

Георгий Канделаки: Грузинские власти имитируют стремление в НАТО и ЕС

Премьер в свое оправдание заявил, что «ни одна подсанкционная авиакомпания не летает в Грузию», а возобновление полетов соответствует экономическим интересам страны. Более того, пытаясь сорвать с себя ярлык проводника пророссийского интересов, Гарибашвили провозгласил: любой негативный месседж ЕС будет играть на руку Москве и «будет позитивным посланием для России». А отказ ЕС в предоставлении статуса кандидата, по словам премьера, будет воспринят грузинским народом как то, что «ЕС покинет Грузию». Еврокомиссар назвал такую позицию неприемлемой:

«Я никогда не приму эту позицию – вы не умоляете нас. Это мы хотим, чтобы вы были членом Европейского союза. В то же время я должен сказать, что этот процесс основан на заслугах, вам нужно выполнить определенные условия, это зависит от вас».

Боррель сравнил отношения ЕС и Грузии с ребенком, пришедшим на экзамен к профессору. С чем не согласился премьер Гарибашвили, уточнив, что Украине статус кандидата присвоили, в то время как в отношении Тбилиси не было принято политического решения. «Грузинская мечта», таким образом, практически свалила всю ответственность на Брюссель. Жозеп Боррель молчать не стал:

«Когда ребенок идет на экзамен, он ведь не обвиняет профессора, не так ли? Он должен показать, что он знает это дело, эту тему, этот предмет. Поэтому наша оценка объективна, не поддавайтесь такому настроению, вас никто не бросит, приложите все усилия и энергию к выполнению этих рекомендаций, это хороший и правильный подход. <…> Грузия отвечает нашим интересам. Мы хотим, чтобы вы были членом Европейского союза, вот почему я пришел и побеседовал с вами. Это работа, которую нужно выполнить, и на это есть время – делайте это! Вообще не думайте о теме брошенности!».

По словам основателя Европейско-грузинского института (EGI) Георгия Мелашвили, поведение и риторика членов правящей партии на встречах с представителем Евросоюза выглядели «комично», поскольку отражали иллюзорность прозападности.

«Они потратили очень много времени на попытки создания антизападного дискурса, формирования недовольства Западом, и как только Боррель приехал, в лучших традициях они сразу стали улыбаться и сразу превратились в самых прозападных политиков, которых только можно себе представить. Но, к сожалению, это то, с чем нам приходится иметь дело. Это черта «Грузинской мечты», которая пытается всеми силами сохранить маску прозападности, в то же время своими действиями отдаляет Грузию от западных идеалов и от всего того, с чем Запад, собственно, ассоциируется. Но, с другой стороны, это неплохо, я бы даже сказал, хорошо, поскольку становится очевидно, что альтернативы западному вектору развития у нас нет, не было и, по всей видимости, не будет».

[áмбави] «Бескровная аннексия»: почему в Грузии насаждают лояльность к России

До окончательного решения о предоставлении Грузии статуса кандидата остается менее четырех месяцев. За это время, убежден представитель ЕС, Тбилиси может успеть осуществить необходимые реформы. Осенью Еврокомиссия опубликует широкий отчет по 10 странам, находящимся в процессе вступления в ЕС, включая Грузию. Жозеп Боррель, как говорит журналист Рикард Йозвиак, является одним из старейшин в политике Европы, и его рекомендации повлияют на окончательную рекомендацию Брюсселя.

Но в грузинской оппозиции многие настроены скептически: власти не намерены выполнять условия Евросоюза, желая отдалить страну от ЕС. Об этом свидетельствует и «неадекватная» риторика «Мечты» во время встреч с еврокомиссаром, говорят они.

Теперь ЕС перед дилеммой – учесть волю народа, который стремится в Европу, или реагировать на действия его правительства, саботирующего процесс евроинтеграции. Власти Грузии, по словам критиков, только и создают поводы для окончательного разрыва с ЕС, особенно после начала полномасштабного вторжения России в Украину.

«Сегодня Европейский союз стоит перед выбором. Они должны решить, действовать, исходя из технических бюрократических критериев, или принять решение, исходя из геополитических реалий. Исходя из визита, Евросоюзу очень хочется принять решение, исходя из геополитических соображений. Об этом говорит почти все, включая самого Борреля. А с другой стороны, безусловно, существуют определенные базовые критерии. И один из этих базовых критериев – нормальное функционирование государства, что на сегодняшний день, к сожалению, под вопросом, поскольку два главных критерия – это деполяризация, деолигархизация, которые, к сожалению, не выполняются», – говорит Мелашвили.

С другой стороны, евроинтеграция Грузии, по его словам, «геополитический императив, и никакое правительство не сможет помешать этому».

«Единственное, что могут сделать определенные силы, – отложить вхождение Грузии в западные структуры на длительный срок. И главной целью всех прозападных сил должно быть ускорение этого процесса для того, чтобы окончательно получить гарантии безопасности, и развитие, которое необходимо людям».

Каха Гоголашвили: Грузия – не стойло для баранов

Exit mobile version