В конце августа президент Франции Эммануэль Макрон выступил с новой дипломатической инициативой по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. В рамках этой инициативы Макрон планировал провести встречи с лидерами Армении и Азербайджана в Ереване и Баку. И хотя позже посольство Франции в Ереване опровергло информацию, что визит состоится в ближайшее время, по мнению грузинского эксперта по международным отношениям Торнике Шарашенидзе, это явный посыл, что Запад, конечно, заинтересован Арменией.
«Понятно, что Россия сейчас занята Украиной и ей не совсем до Южного Кавказа. И французское руководство пытается воспользоваться моментом. Франция сейчас активна на Южном Кавказе. Но не нужно забывать, что Франция всегда активно поддерживала Армению даже во время Второй карабахской войны. Это объясняется тем, что есть исторически очень серьезные корни, там огромная армянская диаспора, конечно, это тоже влияет».
В Ереване тоже, очевидно, понимают: надежды на Москву больше нет. В недавнем интервью итальянской La Repubblica Никол Пашинян довольно четко выразил недовольство Россией, которая, с его точки зрения, не обеспечила безопасность Армении.
«Архитектура безопасности Армении на 99,999% была связана с Россией, в том числе и в логике приобретения оружия и боеприпасов. Однако сегодня, когда Россия сама нуждается в оружии, вооружении и боеприпасах, в этой ситуации понятно, что даже при желании Россия не смогла бы обеспечить потребности безопасности Армении. Этот пример должен показать нам, что в сфере безопасности зависеть или быть привязанным только к одному месту само по себе является стратегической ошибкой», — сказал Пашинян.
В Москве отреагировали критически. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что такие высказывания могут стать «стратегической ошибкой» для самого Пашиняна:
«Премьер-министром Армении было сказано за последние дни немало. Думаю, что, подводя черту всем этим заявлениям, можно сказать, что надо уметь отвечать за собственные поступки, а не искать бесконечно по каждому поводу виновных. Нужно нести собственную ответственность и не «переваливать» ее на кого-либо еще. В этом есть отличие политика и государственного деятеля от человека, проходящего и не думающего о национальных интересах своей страны. Нужно уметь отвечать за собственные поступки. Иначе это немного похоже на историю про плохого танцора».
Последнее предупреждение: визит Жозепа Борреля в Тбилиси и шансы Грузии на вступление в ЕС
При этом уже очевидно, что на фоне усиливающейся эскалации в отношениях с Азербайджаном и гуманитарного кризиса вокруг Лачинского коридора Ереван, последние десятилетия ориентировавшийся на Москву, все чаще посматривает на Запад.
«На самом деле, разочарование в России есть уже давно, можно даже сказать, что оно было еще до Второй карабахской войны. Но после войны, уже точно было всем понятно, что все, что написано на бумаге о союзнических отношениях, – все это ни о чем. И сейчас Армения ни в экономическом, ни в каком другом плане интереса для России не представляет», — говорит армянский журналист Юрий Манвелян.
В свою очередь политолог Торинике Шарашенидзе считает: пока Баку ведет себя довольно агрессивно и пока Армения не решит пограничные вопросы с Азербайджаном, так просто оторваться от России не получится.
«Если Азербайджан вел бы себя более спокойно и, если бы пытался решить все дипломатическим путем, об этом можно было бы говорить. Но их тоже можно понять – они сейчас пытаются довести дело до конца. Во-вторых, никуда не денется, конечно, эта российская база на территории Армении. Есть целый ряд сложных вопросов для Армении, например, энергетический, которые нужно решить, чтобы оторваться от России. Но все сводится к одному: как закончится война в Украине».
После вторжения в Украину РФ ведет себя в Карабахе крайне пассивно – ее миротворческие силы никак не вмешиваются в ход событий. Ереван обвиняет Москву в том, что Азербайджан, установив КПП в Лачинском коридоре, нарушил трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года. Согласно пункту 6 заявления, дорогу должны контролировать российские миротворцы, а Азербайджан «гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях».
«Могут быть две причины – или Россия не может контролировать Лачинский коридор, или не хочет. Обе причины проблематичны», — заявил Пашинян.
Армянский премьер, судя по всему, не исключает ухода России из региона. А это значит, что Еревану стоит искать другие способы обеспечить свою безопасность.
«Сейчас наши российские партнеры много говорят о том, что западные партнеры работают с Арменией или подталкивают правительство Армении к принятию мер, направленных на вытеснение России из нашего региона. Но, когда мы разговариваем с нашими российскими партнерами, мы иногда говорим, озвучиваем свое мнение и свою оценку, что, наоборот, мы видим, что Россия сама уходит из региона в силу тех шагов, которые она предпринимает или не предпринимает. По каким причинам это происходит? Мы не знаем. Мы можем иметь свои наблюдения на этот счет, но я не могу что-то утверждать. Я могу представить гипотезу, но сейчас не буду этого делать. Однако есть процессы, которые, конечно, приводят к такой мысли, что может повториться тот же сценарий: однажды мы просто проснемся и увидим, что России здесь нет».
[áмбави] Ослабленная Россия: геополитический шанс для Армении
В Кремле, впрочем, заверили: Москва не собирается покидать регион. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что в руководстве РФ не согласны с оценками Пашиняна:
«Россия является абсолютно неотъемлемой составной частью этого региона, так что никуда она уходить не может. Из Армении уходить Россия не может».
Торнике Шарашенидзе также считает преждевременным провожать Москву:
«Нужно смотреть правде в глаза. Россия – единственная «не совсем кавказская страна», у которой имеется военная база на территории Армении и еще имеются т. н. миротворцы на территории Азербайджана. Это эксклюзивное влияние России. Ни у Турции, ни у Америки, ни у кого-нибудь еще военных баз на территории Южного Кавказа нет».
Но пока Москва демонстрирует пассивность в регионе, инициативу пытается перехватить Брюссель. Президент Европейского совета Шарль Мишель провел уже шесть раундов переговоров между Пашиняном и Алиевым.
К переговорному процессу присоединились и США. В мае главы МИД Армении и Азербайджана несколько дней провели в Вашингтоне, обсуждая под эгидой госсекретаря Энтони Блинкена условия «мирного соглашения».
Но это не мешает России претендовать на роль главного арбитра в Карабахе. 25 июля в Москве встретились главы МИДов России, Армении и Азербайджана. Власти РФ настаивают, что договор о нормализации отношений между Баку и Ереваном должен быть подписан на их территории. А это может поставить под удар усилия Запада по заключению соглашения.
Некоторые эксперты не исключают, что в этих условиях геополитические оппоненты России могут попытаться форсировать события. «Я призываю Армению вступить в НАТО», — написал 4 сентября глава Европейского комитета по расширению НАТО Гюнтер Фелингер на своей странице в соцсети Х (бывший Twitter). Но наблюдателям такая перспектива пока кажется крайне туманной. Как и возможность быстрой замены России в качестве модератора в регионе.
«Тут насущный вопрос: будут ли французские миротворцы патрулировать улицы Степанакерта? Представить, что там российские миротворцы можно. Представить азербайджанскую полицию, турецкую тоже можно, но страшно. Представить французских миротворцев – невозможно. Поэтому, когда мы говорим о повороте на Запад, помимо поверхностного, медийного слоя, другого присутствия пока нет. Потому что все, что альтернатива Западу, оно не то, что въедено в систему, а именно силовые структуры, образование – на прямую зависимы и даже управляемы из России», — говорит Юрий Манвелян, добавляя:
«Столько градусов не существует, чтобы Армения могла повернуться и это каким-то образом балансировало вот эту зависимость Армении от России»
Это, однако, не мешает Армении и США провести совместные военные учения. Маневры Eagle Partner 2023 пройдут с 11 по 20 сентября. Заявленная задача – подготовка к участию в международных миротворческих миссиях.
«Учения предполагают операции по стабилизации отношений между конфликтующими сторонами при выполнении миротворческих задач», — заявили в Ереване.
Армения и НАТО взаимодействуют не первый год, стороны сотрудничают в разных форматах, и Ереван готов продолжить этот процесс, сказал недавно журналистам замглавы МИД Ваан Костанян.
В Кремле такой готовности не рады. «Это вызывает настороженность, особенно в нынешней ситуации. Поэтому будем глубоко анализировать эти новости и отслеживать ситуацию», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Без России за столом переговоров: как Кремль потерял инициативу в Карабахе
Стоит отметить, что в январе Армения отказалась проводить на своей территории учения Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). «Посчитали проведение учений нецелесообразным, поскольку они создадут угрозу для турецко-азербайджанского тандема. Придут, проведут учения, а потом мы останемся одни с этой угрозой», — сказал тогда Пашинян, подчеркнув, что именно поэтому Армения требует от ОДКБ уточнения зоны своей ответственности в регионе.
По его словам, Азербайджан все чаще во время контактов с западными странами «обосновывает свои агрессивные действия опасениями относительно того, что Армения и Россия готовят совместные агрессивные действия против Азербайджана». Несмотря на абсурдность этих заявлений, на фоне войны в Украине этот тезис удостаивается интереса Запада, заявил Пашинян.
«Мы обращаем внимание наших российских коллег к этому факту, фиксируя, что в условиях их молчания получается, что военное присутствие России в Армении не только не гарантирует безопасность Республики, но и наоборот – создает угрозы безопасности Армении».
Еще раньше, в ноябре 2022 года, Ереван не стал подписывать декларацию Совета ОДКБ – из-за отсутствия реакции на столкновения с Азербайджаном.
Пашинян критиковал Россию и в контексте конфликта в Карабахе, в частности, блокады Лачинского коридора, отмечая, что, если она не сможет выполнить функцию по обеспечению безопасности местного населения, то Ереван оставит за собой право обратиться в Совет Безопасности ООН для отправки в регион международного миротворческого контингента.
В армянском обществе давно идет и дискуссия о том, следует ли Еревану покидать ОДКБ и выпроводить российскую военную базу из Гюмри. Многие считают, что, если кто и сможет сдержать нарастающее влияние Турции и Азербайджана, то это Запад, а не Россия.
Отношения между Москвой и Ереваном особенно обострились после того, как ОДКБ не поддержала Армению в сентябре 2022 года. Тогда вооруженные силы Азербайджана обстреляли приграничные города. С тех пор Ереван не раз выражал недовольство отсутствием должной поддержки со стороны РФ.
«Если Армения де-юре примет решение о выходе из ОДКБ, то это произойдет после того, как Ереван зафиксирует, что ОДКБ ушла из Армении. Я бы не сказал, что вопрос снят с повестки дня. <…> Не исключаю, что Армения может принять решение о приостановлении или заморозке членства в ОДКБ», — сказал Пашинян в мае.
Примерно тогда же армянский премьер сделал другое заявление, не понравившееся Кремлю. Во время визита в Чехию в интервью местному CNN Prima News он сказал, что Армения – не союзник России в войне с Украиной: «Об этом никогда не говорилось вслух, но я думаю, что это видно».
Учтивая, в том числе, это заявление, многие в России восприняли как явный демарш недавний визит супруги Никола Пашиняна в Киев. Анна Акопян не только приняла участие в саммите первых леди и джентльменов, организованном Еленой Зеленской, но и привезла с собой партию гуманитарной помощи.
Тень украинского кризиса наблюдатели усмотрели и в решении правительства Армении направить на ратификацию в парламент Римский статут Международного уголовного суда. В Ереване считают, что это позволит через МУС призвать Азербайджан к «ответу за военные преступления» в Нагорном Карабахе.
Но интрига в том, что 17 марта досудебная палата Гааги выдала ордер на арест президента России Владимира Путина в рамках дела о незаконном вывозе детей с территории Украины. Теперь государства-члены Римского статута обязаны приводить ордер в исполнение. Хотя вице-спикер армянского парламента Акоп Аршакян заверил: у Еревана нет намерения арестовывать Путина в случае его возможного визита в страну.
По мнению эксперта Торнике Шарашенидзе, в реальном плане решение правительства Армении мало что изменит, но, с другой стороны, «это сигнал, что Ереван идет на острую конфронтацию с Москвой».
Михаил Подоляк: для Украины неприемлема пророссийская политика властей Грузии