Премьер-министр Грузии снова в центре внимания. Одна часть оппозиции начинает процедуру импичмента, вторая призывает членов партии власти покинуть парламентское большинство, третья и вовсе обратилась в прокуратуру с требованием начать уголовное расследование возможного коррупционного преступления. А именно – поездки в США «чартерным рейсом», вероятно, за счет бюджетных средств.
Казенный самолет для личных нужд
19 августа правительственный самолет Грузии осуществил рейс Тбилиси-Мюнхен. На борту вместе с членами своей семьи и личной охраной находился премьер-министр Ираклий Гарибашвили. Транзитом через Германию он направлялся в США – сопровождал сына. Тот начинает учебу в Пенсильванском университете
После того, как эта информация стала достоянием общественности, разгорелся скандал. Поскольку, как выяснили СМИ, чартерный рейс по личным делам был, судя по всему, осуществлен за бюджетные деньги.
Глава пресс-службы премьера Нино Гиоргобиани поспешила опровергнуть эту информацию. На своей странице в Facebook она обвинила конкретные медиа в нагнетании ситуации: «Но здесь нет ничего скандального».
«Каждый человек хочет и имеет право быть рядом со своим ребенком в такое важное время. Тем более, что не был нарушен закон и понесены государственные траты. В августе этого года премьер-министр находился с частным визитом в США, и его поездка, а также чартерный (коммерческий) рейс или какие-либо другие расходы не были оплачены из государственного бюджета», – написала Гиоргбиани.
«Грузинская мечта» vs президент: импичмент за европейское турне или электоральный суицид
Позже на странице Департамента стратегических коммуникаций правительства появилось аналогичное заявление о том, что премьер понес личные расходы. Затем служба внесла изменения в текст и представила новое объяснение: глава кабмина прибыл в Европу чартером, а в Америку вылетел регулярным рейсом.
Впрочем, спустя два дня оппозиционный телеканал TV Pirveli выпустил скандальный сюжет-расследование об американском вояже Гарибашвили. Одним из действующих лиц оказался глава администрации премьера Реваз Джавелидзе. Именно он готовит все заграничные визиты главы правительства. На вопросы журналиста Джавелидзе отвечать отказался, но позднее сделал заявление, что кампания против премьера является «клеветнической», и Гарибашвили «никогда не путешествовал за счет государства».
Рейс в два конца, как говорится в сюжете, в среднем обходится в 100 000 долларов. Самолет принадлежит правительству, его эксплуатация же осуществляется компанией Georgian Airways. И именно его руководитель Тамаз Гаиашвили по сути опровергает информацию о том, что премьер использовал коммерческий рейс.
«Золотой свидетель»
Интервью с Тамазом Гаиашвили, пожалуй, является ключевым эпизодом в журналистском расследовании. Он признался, что рейс заказала Служба государственной охраны, ее глава Анзор Чубинидзе всегда обращается к нему за такими вопросами. Носил ли этот чартер личный или государственный характер, Гаиашвили не интересовался. И «ему отчет никто не давал».
«Это премьер, а не какой-то там вам рабочий на заводе. Самолет используется тогда, когда правительство считает это нужным. <…> Я Саакашвили отправил в Берлин на операцию носа. Это разве не было личным делом? Но он был президентом и имел на это право. Гарибашвили тоже имеет», – ответил Гаиашвили журналисту.
Примечательно, что самолет находился на территории паркинга Мюнхенского аэропорта более недели. Соответственно, это вызвало вопрос, кто же оплатил недельное пребывание экипажа самолета на территории европейской страны. Руководитель Georgian Airways заверил: на указанный период экипаж был отправлен в Грузию и возвращен в Германию в день, когда нужно было обслуживать самого премьера.
Сколько было заплачено за чартерный рейс, Гаиашвили не знает. Но он пообещал «узнать и сказать».
Политолог Гия Хухашвили называет это интервью «признанием», а самого Гаиашвили «золотым свидетелем».
«Он все признал, кто был заказчиком, кто платил. Не будем его критиковать. С него сейчас надо сдувать пылинки, чтобы он потом повторил все сказанное там, где следует».
Откуда деньги?
Представители властных структур назвали сюжет TV Pirveli «дезинформационным». Согласно Страткому, который опирается на заявление главы Госохраны Анзора Чубинидзе, самолет, на котором премьер отправился в Мюнхен, находится на балансе Агентства государственной безопасности – юридического лица публичного права Специальной службы государственной охраны.
«Указанное агентство имеет полное право получать доходы от государственных и бюджетных структур, а также от неправительственных, коммерческих и частных лиц. Подобный рейс коммерческого типа выполнялся ранее неоднократно», – говорится в заявлении.
Но бывший руководитель Специальной службы государственной охраны Теймураз Джанашия называет эти слова ложью. Будучи обвиняемым вместе с третьим президентом Михаилом Саакашвили по делу о растрате государственных средств, Джанашия утверждает: не было прецедента, чтобы правительственный самолет был арендован кем-то в личных целях на собственные средства.
Другой вопрос, которым задались грузинские НПО: если премьер действительно платил из своего кармана, откуда у него такие большие деньги? Ведь чартерный рейс – недешевое удовольствие.
Согласно последней заполненной Гарибашвили декларации за 2021 год, его зарплата составляет 3 500 лари (около 1 350 долларов по нынешнему курсу). В год, как указано в документах, он тратит порядка 70 тысяч лари (27 тысяч долларов) на погашение кредитов, 38 тысяч лари (почти 15 тысяч долларов) – на обучение детей в частных школах. 150 тысяч лари (порядка 57 тысяч долларов) он получил от отца-пенсионера в подарок. И все же, согласно декларации, расходная часть премьера значительно превышает доходную.
В конце 2023 года Ираклий Гарибашвли обязан отразить в своей декларации данные за 2022 год. Следовательно, сумма, уплаченная за аренду частного самолета, станет публичной. То есть, это случится только в 2024 году.
Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) в виду высокого общественного интереса требует уже сейчас обнародовать контракт, подписанный с Агентством государственной безопасности. По словам председателя НПО Нино Курдованидзе, должна быть опубликована квитанция о подтверждении банковского перевода, в которой будет указано, кто заплатил эти средства.
«Внутренние дела» министерства внутренних дел: есть ли цензура в МВД Грузии
Но оппозиция требует более жестких мер – уголовного расследования дела о возможном коррупционном преступлении. Критики власти убеждены: Гарибашвили должен не только покинуть премьерское кресло, но и сесть на скамью подсудимых и ответить на вопросы, которые есть у СМИ и общества.
«Мы не ожидаем, что прокуратура, которая является одной из ветвей олигархического клана Бидзины Иванишвили и которая, в основном, используется как инструмент преследования оппонентов, начнет расследование в отношении коррупционной деятельности Ираклия Гарибашвили. Но мы считаем своим долгом дать этому делу ход для публичного разбирательства», — заявил секретарь антикоррупционного направления «Единого национального движения» Васо Урушадзе.
Власти обороняются как могут. Одни члены «Грузинской мечты» утверждают, что кампания против главы правительства направлена на «прикрытие темы импичмента президента». Другие убеждены: оппозиция просто «не может переварить тот факт, что сын премьера поступил в Уортонскую школу бизнеса». Третьи решили просто напомнить «грехи Саакашвили».
«Вы помните, долгое время оппозиция утверждала, что расходы, понесенные Саакашвили [в личных целях], не представляют собой проблему. Это не было преступлением тогда, когда на самом деле за счет бюджета решались [его личные] вопросы. А что мы видим сегодня? Премьер-министр воспользовался чартером и не потратил ни копейки из бюджета», — заявил лидер партии власти Ираклий Кобахидзе.
Но там же в партии власти заверяют: «время придворных прокуроров ушло», и если прокуратура увидит признаки преступления в действиях какого-либо должностного лица, ведомство будет действовать самостоятельно.
Политолог Гия Нодия убежден: такой интерпретации сложившейся ситуации, которая представила бы Гарибашвили в нормальном свете, просто не существует.
«Тот факт, что официоз продавливает первые «показания», согласно которым Гарибашвили путешествовал не на бюджетные деньги, означает признание того, что поездка на бюджетные деньги считается преступлением. При этом Стратком противоречит не только версии TV Pirveli, но и версии Гаиашвили: это также показывает, что они находятся в очень сложной ситуации.
Но даже если предположить, что Стратком прав, остается большая проблема. Оказывается, Гарибашвили не просто богатый, а сверхбогатый человек. Такое поведение – аренда чартерных рейсов для недельного отдыха – характерно только для сверхбогатых людей. Как Гарибашвили стал сверхбогатым? Этого нельзя было сделать с помощью зарплаты».
Эксперт убежден: чтобы оплатить перелет премьер должен был либо украсть деньги, либо находиться на чьем-то иждивении. «Оба варианта ужасны».
Копипаст духовных скреп: как власти Грузии повторяют российские нарративы