Импичмент президента Грузии: конституционный анализ - SOVA
политика

Импичмент президента Грузии: конституционный анализ

Третьего октября Конституционный суд Грузии в рамках устного слушания обсудит вопрос представления президента Саломе Зурабишвили на импичмент. Вынесенное решение либо отменит запущенную правящей «Грузинской мечтой» процедуру, либо даст ей продолжение. В результате вопрос об импичменте будет вынесен на голосование в парламенте. Конституционалист Вахтанг Хмаладзе рассказал SOVA об этапах процедуры, сценариях развития событий и о том, оправданы ли обвинения в адрес президента.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинская мечта, импичмент, Конституционный суд Грузии, Конституция Грузии

С чего все началось

12 июля администрация президента Грузии обратилась к правительству по поводу визитов Саломе Зурабишвили за рубеж, в том числе в страны Евросоюза. Заявка была отклонена, поскольку в кабмине посчитали, что визиты могут нанести вред интересам страны. По версии партии власти, глава государства продвигает идею, что Грузия не заслуживает статуса кандидата в члены ЕС.

«На фоне такого отношения очевидно, что любой европейский визит президента контрпродуктивен с точки зрения получения Грузией статуса кандидата и прямо противостоит усилиям правительства по предоставлению Грузии указанного статуса», – заявил председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе.

Вопреки отказу Зурабишвили отправилась в европейское турне, в ходе которого провела встречи с лидерами Германии, Франции и Европейского совета, чтобы заручиться поддержкой европейских столиц в вопросе статуса. После этого правящее большинство инициировало процедуру импичмента.

В чем обвиняют президента

Партия власти обвинила главу государства в грубом нарушении Конституции и превышении полномочий.

Статья 52. Полномочия президента Грузии.

  1. Президент Грузии

а) с согласия правительства осуществляет представительские полномочия во внешних сношениях, ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями, заключает международные договоры, принимает аккредитацию послов и других дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций; по представлению правительства назначает на должность и освобождает от должности послов и руководителей дипломатических представительств Грузии.

12 сентября «Грузинская мечта» обратилась в Конституционный суд с конституционным ходатайством начать процедуру импичмента президента. Документ подписали 80 депутатов парламентского большинства.

[áмбави] Президент против: Зурабишвили начала свою игру

Как проходит процедура импичмента

Процедура импичмента предусматривает инициирование предложения об отстранении президента от должности. Она состоится, если соответствующие предложение подпишут не менее 50 членов парламента.

Статья 48. Импичмент

  1. Право на возбуждение вопроса об отстранении от должности в порядке импичмента президента Грузии, члена правительства, судьи Верховного суда, генерального прокурора, генерального аудитора или члена совета Национального банка по основанию нарушения Конституции или наличия признаков преступления в их деянии имеет не менее одной трети полного состава парламента. Вопрос передается в Конституционный суд, который рассматривает его и представляет парламенту заключение в месячный срок.

После этого парламент обязан рассмотреть вопрос отстранения президента на пленарном заседании. Как и в Конституционном суде, так и в парламенте президент имеет право лично или посредством своего представителя озвучить свою позицию.

После рассмотрения вопроса должно состояться голосование об отстранении президента от должности. Глава государства будет отстранена, если предложение поддержит не менее 100 членов парламента. В течение 45 дней должны пройти внеочередные президентские выборы. Если набрать голоса не удастся, процедура импичмента прекратится.

Какой эффект будет иметь решение суда, если в парламенте не наберется 100 голосов?

Президент не будет отстранен от должности, говорит конституционалист Вахтанг Хмаладзе, но есть другие нюансы:

«Если будет заключение Конституционного суда о том, что президент нарушил Конституцию, когда без согласия правительства совершал визиты в разные государства, проводил там встречи с главами разных государств и представлял им свое мнение по политическому вопросу, а именно по вопросу статуса кандидата в члены ЕС, то в будущем президенты не будут иметь возможность выражать свое отношение к вопросам с официальными представителями других государств. Вот такой эффект будет иметь решение Конституционного суда».

Если же, наоборот, суд установит, что президент не нарушал Конституцию, то в дальнейшем никто не будет иметь права каким-либо образом ограничивать действия президента, когда он действует от своего имени, отмечает Хмаладзе.

«По моему мнению, инициирование импичмента правящей партией ставило перед собой две цели:

  1. В случае установления Конституционным судом нарушения Конституции президентом, на что они надеются, в будущем ограничить себя от свободы действий президента;
  2. Чисто политический удар по президенту. И косвенно политический удар по тем партиям, которые считают и заявляют, что президент не нарушал Конституцию. То есть они будут обвинять их в неуважении Конституции».

Насколько обоснованы обвинения в адрес президента?

По словам Хмаладзе, дело в интерпретации конституционных норм:

«В главе Конституции «Полномочия президента Грузии» в первой же статье сказано, что президент является представителем Грузии в важнейших отношениях и вопросах. Там же есть другая статья, в которой перечислены полномочия президента. В ней сказано, что президент вправе осуществлять представительские полномочия во внешних отношениях по согласию правительства, а также принимать участие в различных международных переговорах, имеет право подписывать международные акты от имени Грузии. Все это после согласия правительства. И третья статья гласит, что конституционные институты обязаны принять все меры для обеспечения интеграции страны в евроатлантические структуры.

Абсолютно ясно, что, когда президент представляет государство, подписывает какие-либо международные договоры, выступает от имени страны на разных конференциях и пр., президент должен иметь на это согласие правительства. Обычно это согласие предусматривает, так сказать, рамки действия президента. В каких рамках президент имеет право принимать какие-либо решения, подписывать какие-либо документы… Тут встает вопрос: имеет ли президент право выразить свое отношение к какому-либо важному государственному вопросу без согласия на то правительства?

Во-первых, Конституция Грузии обеспечивает всем свободу выражения, в том числе и президенту. Во-вторых, в соответствии с Конституцией, президент имеет право обратиться к народу. Это тоже не требует согласия правительства. Президент имеет право давать интервью и выражать в разных интервью и во время различных выступлений свое мнение относительно любых вопросов. На это тоже не требуется согласия правительства. Тогда встает вопрос: что подразумевает статья, которая говорит о представительских полномочиях президента с согласия правительства? Кроме подписания международных документов, договоров, выступления от имени Грузии и так далее, предусматривает ли данная статья ограничение президента, когда он выступает не от имени государства, а выражает свое мнение как президент, свое личное отношение к тому или иному вопросу?

По моему мнению, Конституция этого не ограничивает. Раз президент вправе обратиться к народу, выразить свое мнение, давать интервью и пр., то вполне нелогичным будет ограничить президента в выражении своего отношения во время встреч, скажем, с главами других государств. Ведь президент может выразить свое мнение открыто, письменно или устно в открытых выступлениях. Тогда абсолютно нелогично, что президент не имеет права делать то же самое во время встречи с главой другого государство. Поэтому я считаю, что президент не нарушал Конституции. Более того, президент действовал в рамках обязанности конституционного института принять меры для обеспечения евроинтеграции Грузии».

С ЕС или без: почему властям Грузии выгодны оба сценария