Россия и де-факто руководство оккупированного грузинского региона Абхазия подписали соглашение о создании постоянной военно-морской базы на черноморском побережье. Об этом заявил сухумский лидер Аслан Бжания.
«Это решение призвано укрепить оборонную мощь и России, и Абхазии, и такой вид взаимодействия будет продолжен. Безусловно, безопасность остается нашим первостепенным приоритетом», — подчеркнул Бжания.
Уже известно, что военная база российского флота переедет в Очамчирский район, что в 40 км от административной границы Абхазии, то есть в часе езды от КПП на реке Ингури. Москва и подконтрольный ей регион уже официально подписали соответствующее соглашение.
Что это значит для Тбилиси
Официальный Тбилиси решение создать военно-морскую базу России в Абхазии назвал «грубым нарушением суверенитета и территориальной целостности страны». В заявлении министерства иностранных дел подчеркивается глубокая обеспокоенность «в связи с заявлениями российского оккупационного режима в Сухуми о размещении на оккупированных территориях Грузии дополнительной российской военной базы и включении в инициированные Россией интеграционные процессы неотъемлемого региона Грузии – Абхазии».
Необходимо отметить, что из числа черноморских государств Турция, Болгария и Румыния являются членами НАТО. Мировое сообщество, за исключением России и нескольких ее сателлитов, признает Абхазию неотъемлемой частью Грузии. После войны 2008 года Москва признала грузинский регион независимым государством, а с ее подачи аналогичные шаги предприняли Венесуэла, Никарагуа, Науру и Сирия.
О запланированной встрече президента России с абхазским лидером было известно заранее. Наблюдатели от переговоров ничего не ожидали. НО в этот раз было понятно: что-то происходит. Ставшее формальностью рукопожатие Путина с Бжания в сочинской резиденции несколько раз откладывалось. Но глава Кремля все же выкроил время – поздно вечером в 22:02 по Москве.
Безграничный контроль: почему в Абхазии стали бояться российской аннексии
Вряд ли можно себе представить сцену сюзерена и вассала, когда последний перечит хозяину. Позиции Бжания еще более ослабли после провала идеи по передаче Кремлю земель в Пицунде. Вряд ли абхазский лидер смог бы представить Путину веский аргумент против. Судя по всему, Москва предъявила счет, и Абхазии придется платить, даже ценой собственной безопасности.
Перед телекамерами Аслан Бжания выразил желание участвовать в «интеграционных процессах, инициированных российской стороной».
Перебрасывая свой флот в Абхазию, РФ не просто уводит его подальше от украинских воздушных атак. В первую очередь, это отступление, а во вторую, по мнению экспертов, – возможно, первые признаки того, что в будущем Москве придется покинуть аннексированный полуостров.
А еще Россия фактически открывает второй фронт, сталкивая Тбилиси и Киев. Разве оккупированный, но все же грузинский Очамчире может стать гарантией неприкосновенности для российского флота в глазах военного руководства Украины? И что тогда в ответ должны предпринять в Тбилиси?
Что это значит для Москвы
Начиная с 2017 года на территории Абхазии базировались лишь сторожевые корабли береговой охраны Погранслужбы ФСБ России. И хотя разговоры о полноценном пункте базирования флота велись с 2009-го, именно сейчас, во время полномасштабной войны с Украиной, Кремль решился на этот шаг.
О значимости данного решения изданию «Московский комсомолец» рассказал российский военный эксперт Владимир Гундаров:
«Оттуда мы довольно легко сможем контролировать, какие военные корабли заходят в грузинский порт Батуми на предмет захода туда военных кораблей НАТО, — считает эксперт. – Командование давно искало удобное место для тыловой базы Черноморского флота. Это стало особенно актуально после того, как в Киеве задолго до «Крымской весны» стали звучать угрозы о выдворении российского Черноморского флота из Крыма».
«Граница по реке Псоу»: почему заявления об освобождении Абхазии угрожают демократии Грузии
Что это значит для Сухуми
Де-факто министерство иностранных дел Абхазии подчеркнуло, что участие в интеграционных процессах России, включая сферу обороны, является их суверенным выбором.
Ведомство Инала Ардзинба, который после вторжения России в Украину тиражировал теории заговора о намерениях Тбилиси развернуть второй фронт в против Москвы в Абхазии, уверяет: решение Путина «соответствует национальным интересам и способствует укреплению безопасности Абхазии».
Однако очевидно, что Абхазия, которая принимает неохотное участие в так называемой специальной военной операции Путина и представлена в Украине лишь батальоном «Пятнашка», теперь включается в войну в Украине хочет она этого или нет. Очевидно, что, когда дроны или ракеты станут долетать до домов мирных жителей в том же Очамчире или неподалеку, антироссийские настроения в оккупированном регионе начнут расти.
Дадут ли строптивому Сухуми выплеснуть свое негодование на фирменных акциях протеста, как это было все прошлые годы? Вряд ли. Россия затеяла войну и не станет размениваться на волеизъявления народа и марионеточного «правительства». Она создавала и 30 лет содержала такие «республики» именно с этой единственной целью – в дальнейшеем расширить территорию Российской империи, существующую в воображении Путина.
Что это значит для хода войны в Украине
Военный эксперт Павел Аксенов из Би-би-си считает, что переброска кораблей в акваторию Грузии не заменяет полностью базу ВМФ России, но является значительным шагом в укреплении российского военного присутствия в регионе.
Аксенов обратил внимание на то, что Киев приобретает стратегическую инициативу на Черном море как на суше, так и на море. Он подчеркивает, что Киев ставит перед собой задачу вынудить Черноморский флот России покинуть территориальные воды Украины, и эту задачу, по его мнению, удалось частично выполнить.