«Единственный способ избежать войны – быть креативным, экзистенциальным и культурным и менять мир искусством».
В Национальной галерее Грузии им. Дмитрия Шеварднадзе открылась выставка норвежского художника Пера Хесса. В экспозиции представлены неоновые трубы, собранные в разнообразные фигуры. Каждая скрывает особый смысл. Политика, философия, экология, любовь – вещи, о которых можно говорить вечно, но вместо слов Хесс использует неоновый свет, а вместо бумаги – темноту. Так маленький зал в Национальной галерее превратился в библиотеку высказываний норвежского визуального художника.
77-летний автор выставки начал свой художественный путь со школы живописи. Его всегда интересовали необычные стили: абстракционизм и экспрессионизм. Неоновые трубы вместо кистей Хесс взял в руки не так давно. В 2013 году художник стал участником Венской биеннале с экспериментальной экспозицией, где и понял, в чем его призвание.
После долгого сотрудничества с Национальной галереей Грузии Пер Хесс принял приглашение и приехал в Тбилиси.
«Когда я приезжал в 1989 году, были проблемы с Абхазией и Осетией. Тогда я подумал, что Норвегия могла бы делать для Грузии больше. И когда появилась эта выставка, мне показалось, что это будет хороший шанс рассказать об этом. Мне кажется, для Норвегии важно сделать эту связь сильнее, мы должны укрепить ее. Обе страны невелики и находятся под влиянием более крупных государств, и мы должны держаться вместе, чтобы сохранить свою уникальность. Нам есть что сказать друг другу».
Пер Хесс считает, что «В свете неона» можно показать во многих странах, но для Грузии его творчество имеет особое значение, поскольку свет – центральный объект экспозиции – влияет на наше духовное состояние. На Востоке духовная составляющая важнее, чем на Западе, считает он. Запад более материалистичен, духовность важна, но она не для всех.
«Грузия – хорошее место с большим количеством талантливых людей, поэтому, я думаю, что у нее есть потенциал, и мир еще увидит, насколько она хороша».
Выставка «В свете неона» расположилась на первом этаже галереи. Она будет открыта до 29 октября. Небольшое помещение вмещает в себе 11 экспонатов. 10 из них выполнены в технике неонового искусства. Освещение – сами экспонаты, которые наполняют пространство разными цветами, погружая в атмосферу раздумий над смыслами.
И только работа под названием «Apocalypse» была создана при помощи дагеротипии – первый в истории способ фотографирования. Четыре лаконичные деревянные рамки держат серебряные пластины с изображениями боеголовок, военного самолета и страдающими от ужасов войны детьми.
«Я выбрал дагеротипию для этой работы, потому что это тоже делается светом. Это был первый в истории способ получить фотографию с помощью света. И когда дагеротипия вошла в обиход, ее стали использовать на войне, для новостей с войны. Для большинства людей это стало началом понимания, что такое война на самом деле. Хотя раньше все думали, что война – это героизм. Я выбрал именно эти кадры, потому что это происходит прямо сейчас. Прямо сегодня: и в Украине, и в Сирии, и в Ливии. Каждая война ужасна».
По словам художника, из-за войны в каждой стране ЕС сегодня производятся больше оружия, высокоточного, суперсильного и пр. «Это делается для соблюдения оружейного баланса, как будто это сдерживает страны от войн. Будто много оружия = мир. На самом деле, этого хватает ненадолго. В конце концов, война снова будет, потому что у тебя есть оружие».