Мобилизационные трудности в России: региональные особенности - SOVA
политика

Мобилизационные трудности в России: региональные особенности

В России все готово для объявления мобилизации, но пока ее не будет, заявляют в Главном управлении разведки Украины. В Киеве это связывают с предстоящими весной-2024 выборами президента РФ. Британская разведка в своей очередной сводке делает такой же прогноз: Москва не объявит новую мобилизацию до переизбрания Путина. «Кремль будет стремиться свести к минимуму непопулярные политические шаги», - говорится в отчете. Но, к примеру, бурятские правозащитники утверждают: у них мобилизация и не прекращалась – повестки продолжают приходить. При том, что Бурятия, наряду с другими национальными республиками, давно стала основной мишенью авторов мобилизации.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, война в Украине, мобилизация, Россия

За последние полгода 270 тысяч человек добровольно подписали контракты на службу в Вооруженных силах РФ. Такие цифры президент РФ Владимир Путин привел в начале сентября во время сессии Восточного экономического форума (ВЭФ). По его словам, подписывать контракты каждый день приходит более тысячи человек. Но реальные цифры, считают наблюдатели, говорят об обратном. Планы по набору 400-500 тысяч контрактников, необходимых для «решения боевых задач», сорваны.

«Сейчас мы видим, что эта волна вербовки на контракт проваливается. Очень красноречивые данные из Тольятти: 10% от плана набрали. Я думаю, что такая ситуация по многим регионам», – говорит директор правозащитной группы «Гражданин и Армия» Сергей Кривенко в интервью «Настоящему Времени».

С начала войны для подпитки слабеющей военной машины Москва делает особые ставки на регионы. Бедные, отдаленные и часто с высокой долей этнических меньшинств. Среди таких с начала мобилизации была Бурятия. Она занимала второе место по количеству погибших в пересчете на мужское население призывного возраста. Местные активисты говорили: в Бурятии не частичная мобилизация, а тотальная.

«Обратно только грузом 200»: как контрактники из «нерусских республик» отказываются воевать в Украине

Собранные командой волонтеров на основе официальных сообщений и материалов из соцсетей данные, переданные Русской службе Би-би-си и «Медиазоне», свидетельствуют о том, что среди бурят доля погибших превышает их долю в населении страны в пять раз. Этот показатель также выше на 20% среди башкир, татар и представителей народов Северного Кавказа.

С момента начала полномасштабного вторжения Москвы, издание «Кавказ. Реалии» ведет собственный учет погибших военнослужащих и наемников из регионов юга. По состоянию на август 2023 года известно о 4 283 случаях подтвержденной гибели. Эта цифра включает в себя только лиц, которые были идентифицированы.

Впрочем, в каждом регионе России уже погиб по крайней мере один мужчина, призванный по повестке. Это следует из исследования, проведенного изданием «Важные истории» совместно с расследовательской группой Conflict Intelligence Team (CIT). Их данные свидетельствуют, что каждый пятый призванный, погибший в ходе войны, не прожил и двух месяцев после получения повестки. Вместе с тем статистика показывает, что вероятность гибели на войне для жителей Чечни и Дагестана значительно выше, чем для жителей Москвы и регионов средней полосы России.

Северный Кавказ, между тем, оказался самым неоднозначным в своем отношении к мобилизации. Например, были сообщения, что в Дагестане молодежь даже предлагала взятки, чтобы быть призванными на срочную службу, так как это давало шанс на надежное и высокооплачиваемое место в государственной службе. В то же время этот регион оказался самым противоборствующим.

После объявления «частичной мобилизации» протесты под лозунгом «Это не наша война» вспыхнули как раз на Северном Кавказе, особенно в Дагестане и Кабардино-Балкарии. Ожесточенные столкновения между протестующими и местной полицией продолжались несколько дней. Протесты сопровождались ростом онлайн-активности в поддержку политического сопротивления и повстанческих движений.

specproject 1 политика featured, война в Украине, мобилизация, Россия

По данным издания «Апостроф», жители Дагестана продолжают отказываться принимать участие в войне против Украины. Контрактники из этого региона не подчиняются приказам своего командования и возвращаются в пункты постоянной дислокации подразделения. В ответ на это Москва, вероятно, применяет альтернативные методы воздействия. Недавний взрыв жилого дома в Махачкале, предположительно из-за утечки газа, может скрывать другие обстоятельства.

«Нет сомнений, что этот дом, который на днях горел, был взорван с целью провокации. Чтобы активировать кровную месть и сказать дагестанцам: вот видите, «бандеровцы» убивают ваших мирных жителей, а вы, трусы, боитесь им отомстить. Да, у вас не было желания воевать против Украины до этого, а теперь у вас есть не только мотив, но и обязанность. А на Кавказе почти каждый является родственником каждому. И сейчас власти будут полностью играть чувствами мести», – говорит экс-разведчик КГБ Александр Зеленько в интервью «Апострофу».

Военные действия в Украине, впрочем, вызывают все большее недовольство среди жителей Северного Кавказа по отношению к местным и центральным властям. В течение многих лет регион обеспечивал постоянный приток новобранцев в российскую армию, поскольку воинская служба считалась одним из путей социального роста в условиях высокой безработицы. В этом контексте военнослужащие с Северного Кавказа, особенно жители Дагестана, сталкиваются с высокими потерями, превышающими те, которые понесли регионы с преимущественно русским населением.

«Такой уровень смертности будет способствовать недовольству местного населения центром, а также создаст условия для многих ветеранов войны, чтобы вернуться на Северный Кавказ, столкнувшись с травмами, высоким уровнем безработицы и даже потенциальной стигматизацией со стороны своего собственного сообщества. Отсутствие реинтеграции и возможностей для ветеранов войны может способствовать региональной нестабильности, как это произошло в 1990-х годах во время Абхазской и Чеченской войн», – пишет в своей статье канадский исследователь Жан-Франсуа Ратель.

Бюрократия вместо демократии: как в Кремле смотрят на новые выборы для Путина

Исследование «Важных историй» и CIT указывает, что помимо вышеперечисленных регионов, лидирующие позиции по числу похороненных мобилизованных занимают также Татарстан и Башкортостан. Согласно подсчетам издания «Idel.Реалии» на основе открытых источников и личной информации, среди погибших числятся как минимум 6 789 мобилизованных с Поволжья.

В контексте возможной надвигающейся мобилизационной волны ситуация с национальными меньшинствами может оказаться напряженной. Особенно это может проявиться в Татарстане, где недавно были внесены изменения в Конституцию, отменяющие некоторые аспекты автономии республики. Согласно новым нормам, Татарстан больше не имеет президента и гражданства и даже не «отвергает войну».

Статью 15 Конституции республики, в которой сказано, что она «отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами» и «запрещает пропаганду войны», в Кремле поручили исключить.

Американский эксперт по постсоветским странам Пол Гобл в интервью Радио Свобода подчеркнул, что «под шумок войны» Москва таким образом решает окончательно ликвидировать национальные образования. Особенно те, которые боролись за реальную автономию.

«Отношения национальных республик с центром в путинскую эпоху можно рассматривать как вялотекущую гражданскую войну, в которой лишь Татарстан пытался оказывать систематическое сопротивление в легальном поле», – цитирует Радио Свобода эксперта по федеративным отношениям Камиля Галеева.

Таким образом, говорит эксперт, вполне возможно, что Кремль, повышая свою легитимность, «пытается скомпенсировать внешнеполитические потери победами на внутреннем фронте».

SOVA