Начну с того, что грузинские женщины одними из первых в мире получили право голоса на выборах. Пока женщины в большинстве стран добивались уравнивания с мужчинами, Грузия готовилась к голосованию, на которое были допущены абсолютно все граждане, независимо от пола, этнической принадлежности или вероисповедания. Более того, на выборах 1919-го от разных партий были выдвинуты 17 женщин-кандидатов, 5 из них стали членами учредительного собрания, они же подписали первую Конституцию Грузии – на тот момент одну из самых прогрессивных в мире.
Минадора Орджоникидзе-Торошелидзе
Одной из первых женщин в грузинском парламенте была Минадора Орджоникидзе-Торошелидзе. С 1905 года девушка принимала активное участие в антисоветских движениях. Родом из Имерети, она уехала получать образование в Швейцарии. Там она увлеклась марксизмом и познакомилась со своим будущим супругом, вместе с которым они вернулись в Грузию. Примечательно, что Минадора была меньшевичкой и не отказалась от своих взглядов несмотря на позицию мужа-большевика.
Помимо парламентской деятельности и членства в учредительном собрании, девушка состояла в Комиссии по труду и общественному здравоохранению. В 1921-м, когда Советская армия вторглась в Грузию, Минадора работала в Красном Кресте, затем возглавляла подпольную женскую организацию, оказывающую помощь семьям арестованных. За это девушка была сослана сначала в Москву, а затем в Казахстан. В изгнании она работала в нескольких медицинских учреждениях. На родину одна из первых женщин-парламентариев вернулась лишь в 1950-м, скончалась Минадора Орджоникидзе-Торошелидзе спустя 17 лет.
Кристина Шарашидзе
До 15 лет Кристина Шарашидзе училась в Кутаисской женской гимназии, из которой ее отчислили из-за выступлений против Российской империи. Девушка вступила социал-демократическую рабочую партию в 1905 году и активно участвовала в революционных демонстрациях в Тбилиси. Затем состояла в Обществе по ликвидации неграмотности в Грузии. Кристина писала для газет, занималась педагогической и научной деятельностью. В 1922-м Шарашидзе организовала забастовку учителей в связи с годовщиной оккупации Грузии, за что была арестована на несколько месяцев. Ее жизнь была наполнена борьбой и болью, ее родных расстреляли. Сама Кристина скончалась в 1973 году.
Элисабет Накашидзе-Болквадзе
Элисабет Накашидзе-Болквадзе состояла в социал-демократической партии Грузии с 1904 года, после раскола которой перешла на сторону меньшевиков. Она работала с крестьянами в регионе Гурия, возглавляла женское общество Гурии. Ее первая ссылка пришлась на 1907-й, на родину Элисабет вернулась лишь в 1917-м. После советизации Грузии Накашидзе сослали на Урал, через год она была расстреляна за антисоветскую деятельность.
Элеонора Тер-Парсегова-Махвиладзе
Еще одна женщина, чья подпись стоит под первой Конституцией Грузии – меньшевичка Элеонора Тер-Парсегова-Махвиладзе. Она родилась в Тбилиси, окончив женскую гимназию переехала в Сухуми. До 1917 года Элеонору трижды арестовывали, а после освобождения, в 1918 году она была избрана членом Учредительного собрания Демократической Республики Грузия. Кроме того, Тер-Парсегова была членом комиссий по труду и здравоохранению. После советизации Грузии девушка активно участвовала в антисоветском движении, за что ее арестовали и выслали из Грузии. Дата ее смерти неизвестна, мы знаем лишь то, что после возвращения из ссылки Элеонора жила в Тбилиси и занималась педагогической деятельностью.
Анна Сологашвили
Анна Сологашвили вступила в Грузинскую социал-демократическую рабочую партию в 1903 году. В 1919-м она была избрана членом Учредительного собрания Демократической Республики Грузия и назначена членом Библиотечно-редакционной комиссии. После установления в Грузии советского режима, занималась антисоветской деятельностью, за что была арестована. Ее обвинили в антисоветской и антиколлективной пропаганде и «шовинистических» настроениях, а также в связях с лидером меньшевиков Рамишвили. Т.н. «тройка» приговорила Сологашвили к смертной казни.
Грузинские женщины во все времена боролись не только за свои права, но и за будущее родины. Несмотря на то, что они одними из первых в мире получили право голоса, борьба за равенство в стране продолжается. Проблема гендерного равенства остается одной из самых серьезных в области прав человека в Грузии. В последнее время к сексизму ультраправых группировок добавилась откровенная консервативная риторика, используемая властями. И все это, к сожалению, может обернуться для Грузии глобальной катастрофой.