- Автор, Рушди Абу Алуф
- Должность, Би-би-си, Хан-Юнис, Газа
Корреспондент Би-би-си в Газе Рушди Абу Алуф вместе с семьей перебрался на юг сектора Газа, подчиняясь приказу израильского военного командования. Ниже – перевод его рассказа о том, что он увидел в городе Хан-Юнис.
Оригинал материала можно прочитать здесь.
В Хан-Юнис хлынул поток людей.
Сотни тысяч людей бежали сюда с севера на чем попало — на машинах, если было топливо, на лошадях и повозках, если удавалось их найти, на своих двоих, если не было другого выхода.
Добравшись до Хан-Юниса, они обнаружили город, совершенно не готовый к тому, что его население удвоится буквально за одну ночь.
Каждая комната, каждый переулок, каждая улица заполнены мужчинами, женщинами и детьми. И идти им больше некуда.
Подпишитесь на нашу имейл-рассылку, и каждый вечер с понедельника по пятницу вы будете получать самые основные новости за день, а также контекст, который поможет вам разобраться в происходящем.
По данным ХАМАС, за последние 48 часов 400 тыс. из 1,1 млн человек, живущих в северной части Газы, отправились на юг по дороге Салах-эд-Дин, выполняя приказ Израиля покинуть город.
Среди них был и я, с женой, тремя детьми и запасом еды на два дня.
Для многих угроза израильских бомбежек и предстоящего вторжения — после того, как боевики из Газы убили 1300 человек в Израиле — перевешивает приказ ХАМАС не покидать свои дома.
Но на этой узкой полоске земли, блокированной со всех сторон и отрезанной от остального мира, никогда не знаешь, где окажешься. И безопасность нигде не гарантирована.
И огромная масса жителей Газы, многих из которых бомбежки уже заставили покинуть свои дома, потерянные, испуганные, не знающие, что будет дальше, собралась здесь, в Хан-Юнисе.
Этот город, в котором обычно живет 400 тысяч человек, за одну ночь разросся до более чем миллиона. Кроме жителей северной Газы, сюда приехали и жители восточных районов, серьезно пострадавшие в ходе войны 2014 года.
Каждый из них нуждается в жилье и пище, и никто не знает, как долго она ему потребуется.
Все рушится
Скудные ресурсы быстро заканчиваются. Хан-Юнис и так уже был истощен до предела. Наплыв беженцев оказался слишком большим, и все начинает рушиться.
Главная больница, и без того испытывавшая недостаток в самом необходимом, не только принимает больных и раненых с севера — она превратилась в убежище.
Беженцы выстраиваются в коридорах, а врачи работают с вновь прибывшими, пострадавшими от израильских бомб. В воздухе стоит гул голосов.
Нельзя винить людей за то, что они приехали сюда.
Больницы — одно из самых безопасных мест во время войны, защищенное международным правом.
В определенном смысле эти люди, возможно, счастливчики, по крайней мере, на данный момент.
Врачи говорят, что им почти нечем помочь нескончаемому потоку новых раненых — пациентам положено 300 мл воды в день. Беженцам не положено ничего.
В других местах жители принимают вновь прибывших. Многие в Хан-Юнисе жили в тесноте. Теперь — как сардины в банке.
Я видел, как небольшие квартиры, в которых и так живет больше людей, чем можно комфортно разместить, превращались в жилье для 50-60 человек — долго так жить никто не сможет.
Моя семья вместе с четырьмя другими сейчас живет в квартире с двумя маленькими спальнями. Личного пространства — считанные метры, но я считаю, что нам повезло.
Школы по всему городу, также условно защищенные от войны, заполнены множеством семей — возможно, десятками тысяч, но кто знает?
В одной из школ, управляемой БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ), все классы заполнены людьми, на каждом балконе натянуты бельевые веревки.
Мамы и бабушки готовят еду на скамейках во дворах, а рядом с нетерпением крутятся их голодные дети.
Но когда места больше нет — а места уже больше нет, — люди неизбежно выплескиваются на улицы, заполняют переулки и подземные переходы, живут и спят в грязи, пыли и обломках, ожидая лучшей участи, которая, возможно, никогда не наступит.
Мало еды, мало топлива. В магазинах нет воды. Можно попытать счастья и раздобыть воду на водозаправочных станциях. Ситуация катастрофическая.
При этом нельзя сказать, что в городе безопасно. Он регулярно подвергается бомбардировкам — он по-прежнему находится в зоне боевых действий. Разрушенные здания и груды обломков устилают улицы.
Я слышал, как недалеко от больницы запускали ракеты, поскольку ХАМАС продолжает наносить удары по территории Израиля. Это открытое приглашение к ответным действиям.
Постоянно слышен гул израильских беспилотников, ищущих следующую цель.
Падают бомбы, рушатся здания, морги и больницы заполняются людьми.
Сегодня утром бомба упала рядом с квартирой моей семьи. Поскольку вся телефонная связь отключена или работает с перебоями, мне потребовалось 20 минут, чтобы связаться с сыном.
Так жить нельзя. А вторжение еще даже не началось.
Я освещал четыре войны в Газе, моей родной стране. И никогда еще я не видел ничего подобного.
Какими бы страшными ни были предыдущие войны, я не видел прежде, чтобы люди голодали или умирали от жажды. Теперь вполне реально.
Единственный выход из Газы — переход «Рафах» в Египет – все еще закрыт. И Каир знает, что если его открыть, то это приведет к новой гуманитарной катастрофе.
Сейчас миллион беженцев из Газы находится в 20 км от Рафаха. Как только КПП откроют, наступит хаос.
То же самое я видел в 2014 году, когда тысячи людей пытались спастись от войны. На этот раз все будет намного, намного хуже. Именно этого опасается Египет.
Людской поток просто хлынет через границу, и снова воцарится хаос и катастрофа.
Нападение ХАМАС на Израиль
7 октября 2023 года палестинская военизированная группировка ХАМАС совершила беспрецедентное нападение на Израиль, ее боевики вошли в кибуцы и города около сектора Газа, убив сотни людей и взяв десятки в заложники.
ХАМАС стремится к уничтожению государства Израиль и созданию на его месте исламского государства. Движение пользуется поддержкой Ирана.
Группировка пришла к власти в секторе Газа в 2007 году в результате выборов, но затем насильственно вытеснила из сектора политических оппонентов. С тех пор ее боевики вели несколько войн с Израилем.
ХАМАС и другие аффилированные с ним военизированные группы обстреливали Израиль тысячами ракет и совершили множество рейдов.
В ответ Израиль наносил по сектору Газа воздушные удары и дважды направлял туда войска. Израиль вместе с Египтом заблокировали границы сектора с 2007 года, объяснив это мерами безопасности.
ХАМАС внесен в список террористических организаций многими странами, в том числе Великобританией, ЕС, США, Израилем, Японией и Австралией.