80 разгневанных мужчин против одной женщины - SOVA
политика

80 разгневанных мужчин против одной женщины

«Теперь пусть они [«Грузинская мечта»] ломают голову, которая из Саломе Зурабишвили им более по душе. Меня это уже не волнует». Это фраза из обращения главы государства, которые она произнесла, после решения Конституционного суда, признавшего за ней вину о нарушении нормативов, не позволяющих президенту проводить международные встречи без разрешения правительства. Зурабишвили в прямом эфире пообещала, что не покинет свой пост и будет лично присутствовать на процедуре импичмента в парламенте, которую затеяла правящая партия. На последних секундах после обращения, которое телеканалы не успели оперативно вывести из эфира, видно, что президент не напугана и не робеет. На кадрах женщина с улыбкой и явным азартом готовая включиться в противостояние, в подлинность которой не все в Грузии верят. 

Причина недоверия к Зурабишвили у общества действительно есть. Политик долго и целенаправленно шла к цели – стать президентом Грузии. Ее амбиция обусловлена ее прошлым, Зурабишвили правнучка членов правительства первой демократической республики Грузии, изгнанной из страны советской властью. Занимать первый пост в независимой Грузии было для француженки Зурабишвили своего рода грузинской мечтой и исполнил ее Бидзина Иванишвили. 

В 2018 году «Грузинская мечта» поддержала независимого вне партийного кандидата в президенты Саломе Зурабишвили. Конечно, все понимали, что кандидат – избранница олигарха. Голосуя за Зурабишвили – Грузия проголосовала лично за него. И кстати, достаточно слабо. Даже несмотря на ряд нарушений в ходе голосования, подкуп и использование административного ресурса, не обошлось без второго тура. И тогда, «Грузинская мечта» прибегла к крайней, пожалуй, очень унизительной мере. Предвыборные баннеры с изображением Зурабишвили в короткие сроки были заменены на билборды с Иванишвили, Кобахидзе, Каладзе и другими мужчинами «Мечты», которые тогда по зову партии ее безоговорочно поддержали. Зурабишвили победила. 

«Мужчинки» «Мечты» провалили импичмент: Зурабишвили остается президентом

Таким стало второе пришествие Зурабишвили в грузинскую политику. До того Родине ее открыл другой мужчина –  третий президент Михаил Саакашвили, который после Революции роз предложил французскому дипломату занять должность главы МИДа. 

И тогда, в результате личного противостояния с Саакашвили, Зурабишвили покинула свой пост и ушла в оппозицию и стала для него настоящей головной болью.

Зурабишвили собирала масштабные акции протеста. Однако политическое влияние команды Саакашвили, даже после объединения с рядом оппозиционных сил, пошатнуть не удалось. Зурабишвили взяла тайм-аут и покинула Грузию. 

Впрочем, спустя несколько лет она вернулась, чтобы еще раз проделать однажды пройденный путь. И теперь став оппозиционным президентом у политика больше шансов стать настоящим лидером. Во-первых, у нее больше опыта в грузинской политике. Во-вторых, в отличие от Саакашвили, с которым Зурабишвили тягалась в самый разгар его автократического правления, «Грузинская мечта» Иванишвили явно находятся на закате своей популярности. В-третьих, сегодня Зурабишвили борется за идею, европейскую идею, а не против конкретной личности или вождя. Это, конечно, же добавляет ей преимущества. 

На руку президенту играет и ее прошлое. Потомок гонимых большевиками грузинских социал-демократов, кому, как не Зурабишвили защищать европейский путь Грузии. Очевидно, что политик осознает свои имиджевые бонусы перед «мужчинками» в «Грузинской мечте», как она в обращении назвала своих политических оппонентов. 

Противостояние между «Мечтой» и главой государства началось в июле 2021 года, когда правящая партия вышла из Соглашения Шарля Мишеля. Документа, призванного завершить длительный конфликт между властью и оппозицией. Тогда Зурабишвили заговорила о Грузии, как стоящей перед выбором между Западом и теми, кто стремится оторвать страну от европейских ценностей.

После 24 февраля 2022 года Зурабишвили активно призывала к большей солидарности с Киевом, призывала ввести санкции и визовый режим для россиян. А уже летом подвергла власти критике за то, что страна не получила статус кандидата на вступление в ЕС. Одна из названных ею причин – недостаточная поддержка правительством европейской интеграции.

Кульминацией противостояния между Зурабишвили и партией стало выступление главы государства с ежегодным докладом в парламенте 31 марта. Там она четко продекламировала – власти изменили свою ориентацию. А Иванишвили впервые назвала олигархом.  

Теперь, когда официальный развод с «Мечтой» состоялся, президенту нужно проработать стратегию, которая принесет ей благосклонность еще одной части общественности. А точнее тех, кто еще в ходе президентской кампании 2018 называли Зурабишвили российским «резидентом» за слова о войне 2008 года. 

Тогда она заявила, что в августе 2008-го Саакашвили поддался российской провокации. Утверждала, что агрессором была именно Россия, но при этом подчеркивала, что предыдущее правительство поддержало Кремль в осуществлении их сценария: «Если бы не авантюристический подход правительства Саакашвили, у России ничего бы не вышло».

Эти слова, которые все эти годы против Зурабишвили использовали оппоненты «Мечты», теперь перекочевали в саму правящую партию. Кобахидзе, некогда защищавший Зурабишвили от нападок оппозиции, на заседании по импичменту припомнил президенту сказанное. 

Несмотря на то, что в парламентской республике коей является Грузия, у президента номинальные права, в руках Зурабишвили важный козырь – право на помилование. От нее зависит и судьба третьего президента Саакашвили, помилование которого она пообещала не подписывать «нет, и никогда». 

Однако судебная система устроена так, что если лицу не будет предъявлено обвинение по всем уголовным делам, помилование невозможно. Судя по всему, до тех пор, пока Зурабишвили занимает пост президента, судебные тяжбы Саакашвили будут продолжаться. Конечно, если планы не изменятся в самой «Грузинской мечте» или у теневого лидера. 

Зурабишвили сегодня, почти за год до парламентских выборов 2024 года, неплохой центр притяжения для тех, кто разочаровался в «Мечте», но не приемлет возвращения условного Саакашвили. Эта любимая страшилка партии Иванишвили во времена всех кризисов, консолидирующая антисаакашвилевский электорат. Эдакий третий центр на подобие политической силы экс-премьера Георгия Гахария, с которым наблюдатели предвещают Зурабишвили альянс. 

Очевидно, что во всей этой игре, победителей двое, первая сама Зурабишвили, которая приобрела свойства волевого самостоятельного политика и Иванишвили, который создал еще один центр притяжения, гарантированно не перекачивающий в ряды сторонников Саакашвили.  

Интересно, как сыграет в этот раз Зурабишвили – попробует себя в «своей игре» или объединит силы с другой партией? Очевидно, что в этот раз политик будет идти если не со значительным преимуществом, то на равных с любым мужчиной-лидером как во власти, так и в оппозиции.  

SOVA