Через девять дней после взрыва на автостоянке рядом с больницей Аль-Ахли в секторе Газа его точные причины по-прежнему остаются предметом споров.
Находящиеся под контролем ХАМАС палестинские власти в Газе обвиняют Израиль в том, что он нанес по больнице удар с воздуха. Израиль утверждает, что причиной взрыва стала неисправная ракета «Палестинского исламского джихада» (организация запрещена в России и признана террористической в США, ЕС, Великобритании и других странах Запада); сама группировка это отрицает.
В понедельник Великобритания заявила, что по ее оценкам, которые основаны на данных разведки и выводах специалистов по вооружениям, причиной взрыва, вероятно, стала ракета, выпущенная с территории Газы в сторону Израиля. Французская военная разведка пришла к такому же выводу.
США ранее уже заявили, что судя по «сделанным сверху фотографиям, перехватам и информации из открытых источников», Израиль в этом взрыве не виноват. При этом ни США, ни Великобритания с Францией не предоставили свидетельств, подкрепляющих их выводы.
Министерство здравоохранения Газы, также находящееся под контролем ХАМАС, говорило о том, что в результате взрыва погибло почти 500 человек. По оценкам израильских военных это число значительно ниже.
Через 24 часа после взрыва, который случился 17 октября в 19:00 по местному времени, Отдел верификации Би-би-си (BBC Verify) просмотрел видеозаписи, фотографии и другие материалы в попытке определить, что именно могло произойти. Журналист Би-би-си также смог побывать на месте происшествия на следующий день после взрыва.
Мы продолжаем внимательно изучать имеющиеся свидетельства. Кроме того, появился анализ, сделанный другими СМИ, а также мнения, которыми делятся в соцсетях десятки экспертов по получению данных из открытых источников.
После взрыва внимание было сосредоточено на трех основных аспектах:
- отсутствии фрагментов оружия, вызвавшего взрыв;
- воронке;
- и разрушениях на месте взрыва и видеозаписи объекта, взлетающего над Газой (на последней Израиль строил свои доводы о причинах случившегося).
Подпишитесь на нашу имейл-рассылку, и каждый вечер с понедельника по пятницу вы будете получать самые основные новости за день, а также контекст, который поможет вам разобраться в происходящем.
Заметное отсутствие фрагментов оружия
Порой то, чего нельзя увидеть, может рассказать вам столько же, сколько видимое глазу.
Как правило, при расследовании подобных происшествий крайне важно получить доказательства на месте, где все случилось. В том числе — собрать и изучить обломки и фрагменты, которые могут рассказать о природе и происхождении примененного оружия.
На фотографиях, сделанных сразу после взрыва, на месте происшествия видны сотрудники службы безопасности, которую контролирует ХАМАС. Люди в жилетах с надписью «Подразделение палестинской полиции по обезвреживанию взрывоопасных предметов» обследуют воронку от взрыва.
Однако мы не видели никаких свидетельств того, что на месте взрыва были собраны какие-либо фрагменты оружия. А от официальных лиц Газы не поступало никаких существенных новостей о ходе их расследования.
ХАМАС сообщил газете New York Times, что ракета настолько сильно разрушилась, что опознать ее нельзя. «Эта ракета растворилась, как соль в воде. Она испарилась. Ничего не осталось», — заявил высокопоставленный представитель ХАМАС Гази Хамад.
Эксперты же считают крайне необычным тот факт, что на месте подобного взрыва не осталось хоть каких-то фрагментов.
«За 20 лет расследования военных преступлений я впервые не увидел никаких остатков примененного оружия. А я работал на трех войнах в Газе», — написал в сети Х (бывший твиттер) экс-следователь ООН по военным преступлениям Марк Гарласко.
Другие версии на основе улик с места взрыва
Самой важной уликой остается то, как выглядит место взрыва — на следующее утро репортеры новостных агентств сделали его четкие фотографии.
Сразу после взрыва было очевидно, что после него осталась лишь маленькая воронка. Три эксперта сообщили нам, что эта воронка значительно меньше, чем те, что остаются после применения высокоточных боеприпасов, которые обычно использует Израиль.
Такого рода боеприпасы часто применяются для того, чтобы сровнять с землей здания или уничтожить подземные сооружения вроде тоннелей. Как сообщили нам сразу несколько экспертов, если бы такой боеприпас приземлился посередине больничного двора, он бы оставил воронку диаметром и глубиной в несколько метров.
С тех пор несколько комментаторов предположили, что отсутствие большой воронки может быть объяснено применением боеприпаса с разрывом в воздухе, то есть такого, который срабатывает над землей. Однако эксперты, с которыми мы говорили, утверждают, что картина на месте взрыва не соответствует применению такого боеприпаса.
Эти эксперты сошлись во мнении, что характер повреждений на месте взрыва означает, что его причиной, скорее всего, была ракета или меньший по размеру боеприпас.
На больничной парковке находилось более десятка сгоревших машин, включая одну, которая была перевернута.
На окружающих больницу зданиях наблюдалась поврежденная кровля, разбитые окна и следы от осколков, но видимых структурных повреждений заметно не было.
Андрес Ганнон, доцент Вандербильтского университета в США, заявил, что взрыв был небольшим, а пожар скорее мог быть вызван остатками топлива ракеты, а не детонацией ее боевой части.
Джастин Бронк, старший исследователь в британском Королевском институте военных исследований (RUSI), согласился с этим мнением. По его словам, на данном раннем этапе трудно утверждать с уверенностью, но, судя по свидетельствам, взрыв был вызван падением на парковку дефектной ракетной ступени с последующим возгоранием топлива.
Однако за последнюю неделю не все эксперты согласились с такими выводами.
Так, Forensic Architecture agency, базирующаяся в Великобритании организация по расследованию нарушений прав человека, самостоятельно провела анализ воронки. Она пришла к выводу, что воронка скорее соответствует взрыву артиллерийского снаряда, который, как заключила эта организация, прилетел со стороны Израиля.
В организации говорят, что повреждения покрытия по краям воронки соответствуют последствиям разброса осколков при артиллерийском ударе.
С начала войны с ХАМАС Израиль задействовал несколько типов артиллерийских систем, включая 155-мм гаубицы М109 и ракетные установки M270 MLRS.
Мы показали фотографии воронки нескольким специалистам по вооружениям и спросили их, соответствует ли картина тому, что наблюдается при взрыве артиллерийского снаряда.
По словам директора Службы исследования вооружений (ARES) Йенсен-Джоунса, воронка в больнице значительно меньше, чем те, которые обычно остаются от 155-мм артиллерийских снарядов.
Однако Марк Кэнсиан из Центра стратегических и международных исследований (CSIS) заявил, что на основе имеющихся данных по воронке трудно определить, был ли это артиллерийский или минометный боеприпас, или же ракета. По его мнению, нельзя исключать, что причиной мог быть взрыв любого из этих видов вооружений.
Маловероятно, что по одной лишь воронке удастся определить, что именно было причиной взрыва.
Насколько важна видеозапись летящего боеприпаса?
Помимо фотографий с места событий, сделанных сразу после взрыва, появилось сразу несколько видеоклипов, на которых запечатлен сам взрыв и моменты, которые ему предшествовали.
Мы синхронизировали три видеоклипа, показывающие момент взрыва: один из новостей канала Al Jazeera, один — с камеры видеонаблюдения и еще один — снятый на мобильный телефон недалеко от места взрыва.